Иногда они возвращаются
Настоящее признание, как известно, приходит с Запада, будь вы Шнитке или Березовский. Пока Европа не взялась подсчитать уровень ваших доходов, оценить степень вашего влияния и покопаться в вашем прошлом - вы знаменитость местного розлива, так сказать, локальный брэнд, сколько бы вас ни склоняли в новостных программах. Настоящие олигархи по утрам читают о себе в западных газетах, а газеты российские завистливо перепечатывают сообщения со ссылкой на эти солидные издания
Со Львом Леваевым произошло именно это. На днях о нем написала Financial Times. Собственно, она лишь суммировала давно гуляющие по алмазной индустрии сплетни. Но, когда количество переходит в качество, случается рождение признанного олигарха со всеми свойственными ему причиндалами вроде статей в серьезных газетах.
Слава шла к нему кружным путем, минуя российские СМИ. Сначала о нем узнали те, кто читает специализированную иностранную прессу для алмазной индустрии, а уже потом имя этого выходца из Ташкента стало мелькать на страницах газет, в которых пишут о политике и экономике. Случилось это совсем недавно. Леваев молодой еще человек, ему чуть больше сорока. Его карьеру сравнивают с метеоритом, эксперты называют его вундеркиндом. В детстве, как Леваев рассказывал в одном из своих немногочисленных интервью, его, мальчика из ортодоксальной еврейской семьи, больно били ташкентские хулиганы. Теперь он вернулся, но уже не в Ташкент, а в Москву, вернулся на белом коне. У него трехэтажная вилла в Израиле, с лифтом и бассейном, 9 детей и внуки. За будущее этого большого семейства можно не беспокоиться. Свою компанию "Гуткес", которая производит купальники, он собирается передать старшей дочери - ей сейчас 18 лет. Он крупнейший диамантер (торговец бриллиантами) Израиля и России, и его успехи дают аналитикам основание опасаться за монополию южноафриканской корпорации De Beers, которая вот уже 100 с лишним лет диктует правила игры на мировом алмазном рынке. Когда-то De Beers исключила Леваева из числа своих сайтхолдеров в Лондоне. Корпорация не комментирует своих отношений с Леваевым, но подчеркивает, что он имеет возможность участвовать в сайтах (торговых сессиях по алмазам) в ЮАР. Так что теперь он "делает" южноафриканскую корпорацию, и тоже сидя на белом коне.
Между тем в России о нем мало кто слышал. Редко, очень редко имя его мелькает в деловых изданиях. Даже великолепная операция, заставившая компанию "АЛРОСА" передать Леваеву права на реализацию алмазов разрабатываемого ею месторождения Catoca, почти не нашла отражения в отечественной прессе, тогда как западная просто брызгала слюной. Леваев не дал за время своего присутствия в России ни одного интервью, касающегося алмазного бизнеса, и не участвовал ни в одной пресс-конференции. Его почти не знают в лицо. И это не было бы удивительно, если бы речь шла о самом обыкновенном, пусть даже и крупнейшем в России диамантере (на своих российских предприятиях Леваев гранит бриллианты на $500 млн в год). На фоне нынешнего передела собственности это вроде бы мелко и неактуально. Но вот слухи…
И тут на помощь пришел Леваев
На днях Financial Times опубликовала специальный репортаж, целиком посвященный Леваеву.
Ангольский рудник Catoca был предметом особой гордости компании "АЛРОСА", которая, имея амбиции серьезной добывающей компании, сидела в Якутии и связывала свое будущее исключительно с ее истощающимися недрами. Руководство "АЛРОСА" заговорило о диверсификации: "АЛРОСА" начала бросать взгляды в стороны других алмазоносных участков. Добиться своего ей не удавалось. В алмазоносные провинции под Архангельском ее тогда не пустили, а больше в России перспективных регионов не было. Естественно, за границей тоже не горели желанием приглашать на свои месторождения чужую компанию с финансовыми проблемами. Все более-менее перспективные территории уже были охвачены вниманием добывающих гигантов. И тогда отчаянные головы из "АЛРОСА" обратили взор в сторону Анголы, где шла гражданская война и откуда по этой причине в 70-е ушел De Beers. Правительству Анголы надо было разрабатывать свои месторождения, но в стране не было ни специалистов, ни техники, ни технологий. Высшее образование считалось в этой бывшей колонии чем-то выдающимся, иностранные инвесторы воротили носы от бесконечно воюющего государства. Исключением стали отчаянные люди из "АЛРОСА": они приняли решение обосноваться на месторождении Catoca. Производившие доразведку геологи, посмеиваясь, вспоминают, что в общем работа шла спокойно, хотя, конечно, в округе и постреливали. Тем не менее "АЛРОСА" с гордостью заявила о том, что смогла реализовать крупный зарубежный проект в содружестве с бразильской строительной корпорацией Odebrecht Mining Services и государственной ангольской добывающей компанией Endiama. Российская и ангольская стороны имели по 32,8% акций, бразильцы удовольствовались 16,4%. 90% производимых на месторождении алмазов получала "АЛРОСА", которая могла продавать их на свободном рынке. Это была победа - над своим местечковым имиджем якутской компании, над истощающимися месторождениями. Это было почти вступление в ряды международных корпораций, главное достояние которых - они сами, а не конкретные месторождения.
А потом в совместное предприятие вощел четвертым участником Леваев, купивший 18% акций. Поговаривали, что "АЛРОСА", которая вложила в проект около $45 млн, испытывала недостаток в деньгах и потому согласилась на Леваева.
Вот тут на память приходят гравюры с изображением змея-искусителя и застенчивой Евы, прикрывающей наготу ладошками. Мы не знаем, чем Леваев искусил правительство Анголы, только оно предприняло беспрецедентный шаг - отменило все прежние договоренности относительно алмазной торговли в своей стране.
А еще через некоторое время слово Catoca исчезло с сайта компании "АЛРОСА". Есть на этом сайте рубрика "Наши проекты". Так вот Ангола там больше не значится. То есть "АЛРОСА" по-прежнему добывает алмазы - и отдает их Леваеву (объем ежемесячной добычи составляет 150 тыс. карат). Кстати, в рекламном слогане одного из его предприятий сказано, что Леваев единственный огранщик, который имеет собственные месторождения. Ну уж это просто возмутительное вранье. "АЛРОСА", между прочим, тоже занимается огранкой.
Говорят, что президент "АЛРОСА" Вячеслав Штыров теперь очень не любит Льва Леваева. Еще бы, кому приятно таскать из огня каштаны для чужого дяди. Тем не менее Штыров продает Леваеву алмазы.
История с Анголой, пишет FT, вызвала в отрасли негодование. Нельзя сказать, что Леваева любят. Вместо того чтобы поздравить его с достижением, ехидные дилеры интересуются, может ли Леваев гарантировать, что он имеет дело только с "чистыми" алмазами (т. е. найденными на территориях, контролируемых правительством, а не UNITA). "Как он собирается защищать свое месторождение? Что он будет делать с повсеместной коррупцией?" - волнуются партнеры и конкуренты. На это Леваев бестрепетно отвечает, что никогда не покупал алмазов у UNITA, и добавляет: "Я чист на 100%".
Financial Times тоже добавляет в биографию Леваева свою ложку дегтя: приводит ссылку на безымянного агента Моссада, полагающего, что для достижения своей цели в Анголе Леваев прибег к услугам некоторых русских - военных и тех, что из КГБ.
И не делает никакого открытия. "Моссад" и "КГБ" - ключевые слова, по которым вы можете отыскать информацию о Леваеве в Интернете. Специализированная западная пресса открыто пишет о том, что в 90-е годы он организовал "частный канал, по которому российское правительство, которому были необходимы наличные, перепродавало крупные нелегальные партии алмазов".
Очень своевременная книга
Год назад донецкое издательство "Лебедь" тиражом в тысячу экземпляров отпечатало тираж книги "Алмазная война", изданной под псевдонимом "Николай Арсеньев". Автор называет себя бывшим офицером советской контрразведки, а книгу иронично позиционирует как учебное пособие по стратегии и тактике подрывной деятельности. На 207 страницах изложена история организации, расцвета и заката нелегального канала торговли алмазами из Гохрана - внебюджетного секретного источника финансирования как догнивающего режима, так и набирающих силу новых хозяев страны. Нелегального постольку, постольку о нем не должен был знать официальный торговый партнер России - De Beers. Все остальные, кто имел доступ к Гохрану, не то что знали, но и якобы всячески поддерживали работу канала. До тех пор, пока запасы Гохрана не истощились и канал не закрылся за ненадобностью.
Среди западных участников этой авантюры таинственный Арсеньев называет Льва Леваева - по его мнению, двойного агента КГБ и Моссада (правда, автор замечает, что Моссад не ведет списки своих агентов в принципе, так что причастность к нему недоказуема), гражданина четырех государств и пособника российского правительства в деликатных поручениях, связанных с американской программой ПРО. Российские персонажи представлены Анатолием Головатым, Евгением Бычковым, Леонидом Гуревичем, Леонидом Шебаршиным, Петром Мостовым, Анатолием Чубайсом, Борисом Федоровым etc. Прочие действующие лица - рыцари плаща и кинжала с Лубянки. Написано чрезвычайно убедительно, читается на одном дыхании. Очень своевременная книга.
То, что алмазы и большая политика тесно связаны, давно известно. За каждым из знаменитых старинных алмазов тянется, как это принято говорить, кровавый шлейф. Преступления и ужасные тайны только придают им мрачной прелести. И вроде бы все они в музеях, а время охоты за сокровищами прошло, но технологии меняются, а суть остается прежней. Алмазы, как и столетия назад, - это камни насилия и беззакония. Мятежники в африканских странах имеют привычку оплачивать алмазами оружие и наемников. Законные правительства пускают деньги от их продажи на законные же избирательные кампании. Алмаз - идеально приспособленное для контрабанды творение природы . В малом весе алмаза сосредоточена огромная стоимость. Перекрыть каналы поступления алмазов из воюющих африканских стран в Европу почти невозможно - это не танкеры с нефтью, а курьеры с горсткой камней в дипломате, и Бог весть откуда они прибывают в вольный город Антверпен. Что им стоит добраться туда кружным путем, заехав, как это принято среди курьеров, в Луанду, а затем выпить по дороге чашечку кофе на Елисейских полях.
А много ли вынесешь в коробке из-под ксерокса?..
Кто даст прикурить
Предположения о том, что следующим партнером "АЛРОСА" по алмазному бизнесу будет не De Beers, а Леваев, появились сперва в специализированных изданиях. Теперь их повторила - для очень широкого круга читателей - и FT. Автор основывает свои предположения на близости Леваева к президенту. Путин и Леваев, пишет он, имеют потребность друг в друге, а при таком раскладе Леваев может занять место De Beers.
Это предположение на первый взгляд кажется странным. Условия соглашения "АЛРОСА" с De Beers очень выгодны для России, и менять эту корпорацию с вековой историей на "вундеркинда" Леваева было бы слишком радикально. Может быть, все эти домыслы - оплаченный кем-то блеф, дезинформация, цель которой показать De Beers, что есть и другие, и добиться еще более выгодных условий?
Но, с другой стороны, Леваев уже показал свою силу в Анголе, объемы добычи которой в этом году достигнут $1 млрд (в России добывают на $1,5 млрд). Почему бы ему не сделать это и в России?
Естественно, такие вещи не происходят только потому, что кто-то вдруг засиял на алмазном небосклоне с поразительной яркостью. Существует инерция: все-таки Россия успешно сотрудничает с южноафриканской корпорацией более 40 лет, практически с того самого момента, как геолог Лариса Попугаева отбила свою знаменитую телеграмму: "Закурила трубку мира", - означавшую, что в Якутии обнаружена первая кимберлитовая трубка "Мир". Для того чтобы перечеркнуть эти годы, надо и впрямь быть вундеркиндом. Но даже и обладателю исключительных талантов очень не помешает поддержка в инстанциях.
Уж кто-кто, а израильские власти поддержку Леваеву обеспечили, и это понятно. Его молитвами Израиль год от года резко наращивает объемы экспорта бриллиантов, а это рабочие места, прибыль и процветание маленького государства, на территории которого никогда не было найдено ни единого карата.
В начале этого года израильская делегация, куда входили и чиновники, и диамантеры, посетила Россию с визитом. Речь шла об увеличении поставок российских алмазов в Израиль. Надо полагать, все члены делегации отлично знали, что 95% российского экспорта алмазов идет через De Beers, а 5% поступает на свободный рынок (это так называемые контрольные отрезки, позволяющие России следить за мировой конъюнктурой, а попросту за тем, не дурят ли нас партнеры). Таковы условия соглашения между "АЛРОСА" и De Beers, и они утверждены правительством. За предложением "поставлять в Израиль больше алмазов" скрывается исходящее и от правительства, и от деловых кругов Израиля предложение хорошо подумать и пересмотреть отношения с южноафриканской корпорацией.
Хотелось бы буйства на джипах
Леваев молод, ему 43 года, его жена Ольга на несколько лет младше. Но в семье, где совсем недавно родился девятый ребенок, уже пошли внуки.
Шекспир был бы рад знакомству с таким персонажем. Этот дьявол во плоти - один из крупнейших еврейских благотворителей и глубоко религиозный человек. О масштабе его пожертвований говорит такая маленькая деталь: одна из еврейских газет, публикуя репортаж о поездке израильского министра промышленности торговли - нашего бывшего соотечественника Натана Щаранского на Украину, в заголовке статьи ставит имя министра после имени известного диамантера. Дескать, к нам приехали Лев Леваев и Натан Щаранский. В память о родителях Леваев открыл благотворительные фонды "Ор Овнер" и "Ор Хана", которые действуют в городах бывшего Союза. Только на Украине в "Ор Овнер" заняты 2 тысячи человек. Он финансирует школы, детские сады, детские дома, бесплатные столовые, и везде висят портреты отца, а в учреждениях, финансируемых "Ор Хана", - портреты матери.
Леваев не просто жертвователь, он крупный деятель движения любавичских хасидов, в том числе и в России. Поговаривают, что своим молниеносным успехом Берл Лазар, выбранный в прошлом месяце верховным раввином России, обязан преимущественно Леваеву.
"Я вынужден зарабатывать, потому что обязан жертвовать, - говорит он в одном из своих немногих интервью. - Это не работа, это поручение, возложенное на меня Господом. Если я заработаю и не пожертвую, то буду призван к ответу в том мире". Но… "если бы не обязательства перед родителями и теми, кто участвует в моих благотворительных программах, я бы давно все бросил и отправился заниматься тем, чего никогда не делал и что меня очень привлекает. Курс для летчиков, свободные прыжки с парашютом, буйство на джипе, поездки верхом, путешествия по свету…"
Леваев родился в Ташкенте, где и обнаружил свою коммерческую жилку. У иудеев принято давать ребенку, который приносит хорошую новость, небольшое вознаграждение. Юный Леваев не поленился, сел на велосипед и объехал чуть ли не весь Ташкент, сообщая о рождении брата. В этот день он заработал тысячу рублей - он сам об этом рассказывал. Когда ему было 15 лет, семья переехала в Израиль, и мальчик сменил гражданство.
Но связей с родиной, как видно, не порвал.