Иномаркам вход разрешен
Две ключевые тенденции автомобильной отрасли – быстрый рост рынка легковых автомобилей и увеличение спроса на иномарки – давно включили российский рынок в сферу интересов зарубежных автогигантов. Правительство наглядно показало, что заинтересовано в инвесторах, но против импорта, а зарубежные производители проявили готовность завоевать российский рынок изнутри. В одиночку или в паре.
По расчетам Минпромэнерго, в этом году в России будет продано около 1,8 млн автомобилей. При этом, по словам главы министерства Виктора Христенко, число произведенных иномарок отечественной сборки достигнет 180 000 (против 128 000 в минувшем году). Сама по себе цифра не впечатляет. Каких-то 10% от рынка 2005 года. Однако именно на зарубежные бренды местного исполнения сейчас делается самая серьезная ставка. Правительство принимает постановление об отмене таможенных пошлин на ввоз комплектующих. Виктор Христенко говорит об ожидаемом увеличении к 2010 году производства иностранных автомобилей до 1 млн единиц в год. А эксперты утверждают, что единственный путь для нашего немогучего автопрома – это сотрудничество с зарубежными производителями.
Россияне любят иномарки. Импорт продолжал расти, даже несмотря на принимавшиеся ограничительные меры. В минувшем году в страну было ввезено 550 000 автомобилей – более 30% от общего объема рынка. Если смотреть в динамике – импорт увеличился в 1,7 раза. В начале 2005-го некоторые аналитики утверждали: еще 2 – 3 года, и продажи новых иномарок превысят продажи отечественных брендов. Что в условиях развития потребительского кредитования вполне реально. Тем более что по сравнению с аналогичным периодом 2004 года в 2005-м производство легковых автомобилей в нашей стране сократилось на 5,5%.
Так что интерес Минпромэнерго к «иностранкам» местной сборки вполне понятен. Они – своего рода компромисс между интересами страны и потребителя. Первая получает инвестиции, второй – вожделенную иномарку. И все будут довольны. Если, конечно, производство достигнет 1 млн автомобилей в год. Пока основной претензией к «российским иностранкам» являлись долгие очереди на их приобретение. В таких условиях купить подержанный автомобиль зарубежного производства было значительно проще.
Иностранные производители настроены серьезно. Как отмечает президент General Motors Рик Вагонер: «Список стран, чей рынок достигает объемов в миллион или более автомобилей, не так велик, чтобы не обращать на Россию внимания».
Варяги идут
Автомобильный концерн Kia Motors Corp. решительно перенес головной офис из Варшавы в Москву. Это однозначно свидетельствует о том, что Россия становится приоритетным направлением для корейского производителя: темпы роста у него здесь достигают 60% в год.
В апреле концерн заключил соглашения о дистрибуции автомобилей марки Kia с двумя российскими партнерами: «Автотором» (Калининград) и группой «СОК». А уже в августе запланировал начать на входящем в группу «СОК» предприятии «ИжАвто» сборку автомобилей KiaSpectra (в 2002 году эта модель завоевала в Америке звание «Зарубежного автомобиля года»).
Всего до конца 2005-го Kia в России рассчитывает произвести 8000 машин Spectra. Кроме того, по неофициальной информации, «СОК» планирует объявить о выпуске второй модели Kia, которую будет производить тот же «ИжАвто».
Надо сказать, что отечественный рынок относится к «корейцам» с заметной симпатией. Автомобили Daewoo узбекской сборки до сих пор среди лидеров продаж иномарок в России. Благосклонный прием встретили здесь Hyundai и Kia. В конце года «Северсталь-авто» начнет производить в России внедорожник Rexton по лицензии корейской компании SsangYong Motor.
Новый вид экспансии на российский рынок начала осваивать и Toyota. Давние слухи о ее планах по созданию собственного производства в России наконец полностью подтвердились. Компания заявила о желании открыть в 2007 году свой первый завод в Санкт-Петербурге.
Среди потенциальных участников проектов российской сборки называется также американо-германский концерн DaimlerChrysler. Всего к 2010 году, как пообещал Виктор Христенко, в России будет реализовано 10 крупных проектов. Правда, кто точно станет их воплощать – пока неизвестно.
Что собирать, где собирать и с кем собирать – на эти вопросы должен будет себе ответить каждый потенциальный участник новых проектов. Довольно сбалансированным в этой связи выглядит решение Кia Motors Corp. Автомобили KiaSpectra находятся в ценовых границах так называемых бюджетных иномарок, пользующихся в России повышенным спросом: исследования компании КОМКОН, проведенные в 2004 году, свидетельствуют, что наиболее быстрый рост платежеспособного спроса на автомобильном рынке России ожидается именно в ценовом сегменте $10 000 – 15 000.
Понятен и интерес корейских производителей к Ижевскому заводу. Мощности предприятия, входящего в группу «СОК», позволяют выпускать до 220 000 автомобилей в год. Кроме того, «СОК» управляет 40 предприятиями, производящими автокомпоненты, и имеет все возможности для постепенной локализации производства комплектующих. Это позволит наладить не просто сборку автомобилей, а полноценное качественное производство.
Как отмечает Ким Джин Ха, глава представительства Kia в России и СНГ, компания впечатлена сроками реализации и верит в успех проекта: «На «ИжАвто» за 2 года было сделано то, на что в других странах уходило 5 – 8 лет. Это обусловлено прежде всего наличием серьезного производственного потенциала «ИжАвто», возможностью не строить завод «в чистом поле», а использовать уже существующие мощности».
И, наконец, немалое значение имеет и дистрибуторская сеть, которую создает учрежденная группой «СОК» компания СОКИА. В нее войдет около 60 центров, соответствующих корпоративным требованиям Kia Motors.
Если планы СОКИА будут реализованы в полном объеме, KiaSpectra получит очевидное конкурентное преимущество. Как уже писал «Ко» менее года назад, сложности убеждения российского потребителя в том, что ChevroletNiva – иномарка, были, возможно, связаны и с заниженными требованиями к дилерам. Напротив, одной из причин успеха автомобилей, импортируемых Toyota, стала дисциплинированная дилерская сеть.
Остаются не совсем ясными перспективы чисто российских автомобилей. Вынужденные поднимать цены, их производители вводят продукцию в жесткую конкуренцию с еще молодыми иномарками. Сборка ряда зарубежных моделей в России с локализацией производства комплектующих также лишит старые отечественные марки заметной части аудитории. Ижевский автозавод уже снимает с производства ИЖ-2126 «Ода». Очень скоро пересевшим на иномарки потребителям придется позабыть и о других традиционных российских авто. Вряд ли они будут об этом жалеть. Все-таки автомобиль – это прежде всего средство передвижения.