Top.Mail.Ru
архив

Интересен ли банкам малый бизнес?

В последние несколько лет, пожалуй, не было ни одного крупного банка, не декларировавшего бы заинтересованность в работе с сегментом МСБ - малым и средним бизнесом. Вместе с тем динамика прироста счетов МСБ в крупнейших российских банках не столь оптимистична: по данным исследования "РБК.Рейтинг" за 9 месяцев 2011 г., она составила всего 15% при запланированных 27%. Несколько лучше обстоит дело с корпоративным кредитованием: прирост портфеля в прошлом году - 26%.

банки
Что же мешает банкам наращивать число клиентов - представителей МСБ? О банке любой мелкий и средний собственник вспоминает, когда нужен кредит. Представим, что ждет бизнесмена с оформлением займа в 50 000 руб. на закупку небольшой партии, например, тапочек для точки на рынке. Он малоинтересен банку. Выход - брать потребительский кредит как частное лицо или идти в микрофинансовую организацию (МФО). Более привлекателен для банка предприниматель, получающий заем в 1 млн руб. на закупку сырья для производства автохимии, мебели или на открытие еще одного филиала частного детского сада, имеющего обороты до 3 млн руб. в месяц. Это более интересный клиент, но и для того, чтобы получить эту сумму, бизнесмен должен пройти длительные процедуры кредитной проверки, предоставить горы справок либо согласиться за счет скорости выдачи на существенное увеличение процентной ставки. И здесь у предпринимателя есть альтернатива - также пойти в МФО.

Исследования показывают, что, по отзывам микропредпринимателей, для 8 из 10 представителей единственное, что их держит в банках, - это более низкая ставка по кредитам по сравнению с МФО. Больше предпринимателей там не устраивает и не держит ничего, особенно отношение к ним как к клиентам. А это значит, что, оптимизировав систему риск-менеджмента и получив доступ к рынкам фондирования, МФО смогут снизить ставки и значительно потеснят банки в сегменте кредитования микро- и малого бизнеса, особенно потребительском.

МФО и впрямь действуют в менее благополучном сегменте клиентов при работе как с малым бизнесом, так и с физическими лицами. Однако при этом уровень просрочки по потребкредитам ведущих банков ритейлового сегмента не многим ниже, чем уровень просрочки МФО по займам для физлиц (около 12-15% по сравнению с 15-18%). А уровень просрочки по банковским кредитам малому бизнесу отличается еще меньше от просрочки МФО в этом секторе (5-7% по сравнению с 7-8%). Что касается конкуренции с банками, то в части благополучных клиентов с идеальной кредитной историей, прозрачной отчетностью и залогами она возможна. Но такой сегмент клиентов не является целевой аудиторией МФО. С более же рискованными клиентами банки и сами не спешат работать. Поэтому пока, скорее, надо говорить не о борьбе МФО и банков за клиентов, а о взаимном дополнении. Хотя, оглядываясь на 2-3 года назад и понимая, какой технологический прорыв совершили МФО на рынке финансовых услуг, я не исключаю возможности обострения конкуренции за клиента в ближайшие 5 лет, особенно в случае, если банки не изменят своего подхода к кредитованию растущего сегмента МСБ.


Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции