Интрига Курмангазы
Несмотря на неопределенность правового статуса Каспийского моря, нефтяные компании, привлеченные перспективностью здешнего морского шельфа, приступают к освоению месторождений явочным порядком. Если до сих пор разведочное бурение велось на участках, несомненно относящихся к национальным зонам Каспия (наподобие казахстанского Кашагана), то теперь компании присматриваются к пограничным территориям. При этом преимуществом будут обладать страны, уже урегулировавшие взаимные каспийские претензии. Отрадно, что Россия, подписавшая недавно соглашение с Казахстаном о разграничении дна Каспии по так называемой модифицированной срединной линии, оказалась готовой к такому развитию событий. Кроме того, наша страна предполагает в ближайшее время заключить аналогичное соглашение с другим своим каспийским соседом – Азербайджаном.
Суть договоренностей России и Казахстана сводится к тому, что если государственная граница проходит по месторождению, то независимо от его национальной принадлежности оно разрабатывается на паритетной основе обеими странами. Первым месторождением из этого ряда будет, очевидно, Курмангазы, лежащее как раз на линии российско-казахстанской границы.
Оценки его запасов варьируются (как и всегда в этом регионе) на порядок: если по российским оценкам Курмангазы содержит 50 – 100 млн тонн нефти, то по казахстанским – 700 – 800 млн тонн! Впрочем, не исключено, что какой-то клерк просто перепутал тонны с баррелями, а к каспийским несуразицам инвесторы уже давно привыкли.
Инвесторы привыкли и к непредсказуемости действий местных, в частности казахстанских, властей. Например, российская компания «Роснефть», которая на протяжении длительного времени вела переговоры по совместному освоению Курмангазы с казахстанской госкомпанией «Казахойл», весной этого года с удивлением обнаружила, что ее новым партнером по переговорам является недавно образованная властями Казахстана госкомпания «Казмунайгаз».
Нестабильность позиций казахстанской стороны создает массу соблазнов для возможных участников проекта со стороны России. Дело в том, что российско-казахстанское межправительственное соглашение предусматривает, что 50% участия получит Казахстан, а 25% и опцион на оставшиеся 25% – российская компания по выбору правительства.
В настоящее время в качестве претендента на роль оператора проекта с российской стороны может рассматриваться, во-первых, «Роснефть», которая первой подала соответствующую заявку, а также предложила использовать свой опыт в разработке морских запасов. Надо отметить, что «Роснефть» является единственной российской компанией, ведущей шельфовую добычу на Сахалине и пробурившей более 100 морских скважин по всему миру. «Роснефть» имеет опыт работы и на Каспии (на шельфе Дагестана) и, по словам ее президента Сергея Богданчикова, готова обеспечить проект всеми недостающими технологическими мощностями, включая уникальное оборудование, и необходимыми инвестициями. Вторым претендентом на Курмангазы является компания «ЛУКойл», которая полагает, что она должна получить долю в этом проекте в качестве компенсации за утраченные в связи с определением границы доли в других месторождениях. «ЛУКойл» уже успел получить минимальный опыт работы на каспийском шельфе и располагает на Каспии собственной буровой платформой «Астра».
Это, так сказать, технологические козыри, но есть еще и организационно-правовые соображения. Частному «ЛУКойлу» неизбежно придется согласовывать с акционерами, и без того не слишком довольными склонностью менеджмента компании к «политизированным» инвестиционным решениям, финансовые и политические риски, возникающие при освоении Курмангазы. Структура же акционерного капитала «Роснефти», на 100% принадлежащей государству, предполагает не только простоту такого согласования, но и оперативное получение господдержки и минимизацию политических рисков компании в Казахстане. Вряд ли в планы российского правительства входит срыв проекта совместного освоения месторождения: ведь тогда под ударом окажутся политическое урегулирование на Каспии и дальнейшее экономическое сотрудничество с Казахстаном.