Top.Mail.Ru
архив

Инвестиционная программа Андрея Козлова

18.01.199900:00

Конец новогодних каникул неожиданно ознаменовался отставкой первого зампреда Центробанка Андрея Козлова. Он сообщил, что 25 января окончательно покинет здание на Неглинной и станет трудиться в негосударственном секторе экономики. Пост председателя комитета банковского надзора ЦБ, который занимал Андрей Козлов, теперь отошел к первому зампреду Татьяне Парамоновой, в чьем ведении отныне находятся все ключевые направления деятельности Центробанка. Иначе говоря, г-жа Парамонова стала полноценным первым зампредом и фактическим дублером председателя Центробанка Виктора Геращенко.

Козлов уже побывал в короткой отставке в сентябре прошлого года, когда Центробанк еще возглавлял Сергей Дубинин. Тогда его уход был обставлен очень неудачно и происходил в разгар скандального процесса перевода вкладов населения из обанкротившихся банков в Сбербанк. Именно Козлов сообщил прессе об условиях переоформления, вызвавших бурю негодования частных вкладчиков, и именно кадры с его пресс-конференции настойчиво демонстрировали все телевизионные каналы. Та отставка бывшего зампреда была расценена старой командой как трусливое бегство человека, хорошо понимающего безысходность ситуации и не желающего разгребать завалы, образовавшиеся после 17 августа. Хотя если честно, то Козлов никогда не считался стопроцентно своим в команде Сергея Дубинина. К тому же поговаривают, что Козлов был против решений 17 августа вообще и пресловутого перевода вкладов физических лиц в Сбербанк в частности. Что же касается упомянутой пресс-конференции, то доброжелатели г-на Козлова уверены, что это не более чем подстава со стороны окружения Дубинина, вынудившего Андрея Козлова озвучить непопулярное решение совета директоров ЦБ.

Однако благодаря телевизионному комплименту со стороны Виктора Черномырдина и появлению на Неглинной Геращенко Андрей Козлов снова занял свой пост в ЦБ и был утвержден Госдумой в новом совете директоров Банка России. Это ставит под большое сомнение популярную версию нынешней отставки: дескать, Козлов договорился с Геращенко о том, что уйдет сразу после реализации первоочередных мер по преодолению кризиса. Честно говоря, Виктор Геращенко не любитель усложнять простые вещи.

Вторичное появление Козлова в ЦБ и утверждение его в качестве члена совета директоров подтверждают ценность первого зампреда для Геращенко и отсутствие стратегических разногласий между ним и Козловым. (К тому же вряд ли кто-нибудь смог бы разработать схему реструктуризации ГКО лучше Козлова.)

Свидетели отставки Козлова в один голос заявляют, что «расстался он с Геращенко очень тепло». Не вполне правдоподобными являются и предположения об исключительно меркантильных мотивах г-на Козлова. Несмотря на то что материальное положение сотрудников ЦБ заметно ухудшилось - их зарплата после девальвации не индексировалась, - Андрей Козлов слишком фанатичный профессионал, чтобы покинуть столь амбициозную для специалиста его уровня работу исключительно по материальным соображениям.

Серьезно повлиять на решение об уходе первого зампреда могли как раз профессиональные мотивы. Несмотря на то что Андрей Козлов курировал все вопросы банковского надзора, коллеги по совету директоров весьма активно вторгались в сферу его компетенции. В частности, по сведениям Ко, крайне отрицательно был воспринят на Неглинной подготовленный Андреем Козловым план санации банка МЕНАТЕП (подробнее об этом плане и ситуации в банке Ко намерен рассказать в ближайшем приложении «Компания-банки»). Замысел Козлова состоял в том, чтобы по схеме, отработанной на примере банка МЕНАТЕП, ЦБ мог совместно с АРКО заняться работой с другими проблемными банками. Проект предполагал значительные - не менее $150 млн - стабилизационные кредиты.

По некоторым сведениям, эти предложения Козлова не нашли поддержки в ЦБ, в частности у Татьяны Парамоновой. И хотя в свое время именно г-жа Парамонова поспособствовала служебному росту Андрея Козлова, сейчас она проявила принципиальность. Этот и, возможно, ряд других эпизодов породили версию о том, что Андрей Козлов стал жертвой интриг Татьяны Парамоновой, якобы крайне ревниво воспринявшей равноправное положение в банке своего бывшего подчиненного.

К отставке Козлова привели в конечном счете не материальные (зарплата), не аппаратные (интриги) и не моральные (подозрения в небескорыстных отношениях с МЕНАТЕПом - Андрей Козлов, пожалуй, один из немногих российских чиновников, обладающих безупречной репутацией) причины. Скорее всего, он не мог, работая в ЦБ, претворять в жизнь свои профессиональные идеи. Его замыслы не хуже и не лучше тех планов, которые будет теперь осуществлять Центробанк. Они просто другие.

Как поговаривают в банковских кругах, Андрей Козлов собирается заняться бизнесом и создать инвестиционный банк или что-то в этом роде. Одним из его вероятных партнеров называют ОНЭКСИМ, с руководителями которого Андрей Козлов знаком очень давно. Маловероятно, что г-н Козлов пойдет работать в какую-то из существующих компаний группы «Интеррос», а вот «капитализировать» его новый проект Михаилу Прохорову вполне по силам.