Инвесторов берут на Пушку
В самом центре Москвы в скором времени может начаться грандиозная стройка. Речь идет о реконструкции Пушкинской площади, идею которой одобрил на днях общественный градостроительный совет при мэре Москвы. Планом реконструкции предусмотрено создание новой транспортной развязки и подземного торгового комплекса.
Проект постройки комплекса под Пушкинской площадью существует уже давно – со времен завершения строительства центра «Охотный ряд» на Манежной площади. До сих пор, однако, претенденты на аналогичное строительство на Пушкинской площади после некоторых раздумий отказывались от проекта. Основная причина – сложность самой площадки. При подземном строительстве возникает угроза соседним зданиям, прежде всего сталинскому дому, в нижней части которого находится «Макдоналдс». Кроме того, Пушкинская площадь, как и Манежная, является средоточием различных коммуникаций. Дело осложняется самим характером грунтов в центре Москвы, изобилующих опасными пустотами (достаточно вспомнить провал целого дома на Дмитровке в 1998 году). Еще одна серьезная задача, которую надо решить при строительстве в этом месте, – транспортная проблема. Хотя юридическая основа для предпроектных работ появилась давно (распоряжение премьера правительства Москвы № 373 от 24.04.95 «О проектировании реконструкции Пушкинской площади»), проекта как такового пока нет. 20-я мастерская Моспроекта-2 разработала лишь архитектурную концепцию площади – более детальные проработки имеют смысл только после появления на горизонте конкретного инвестора.
Вести о грядущем строительстве возникали не раз. К примеру, прошлой осенью вице-премьер правительства Москвы Иосиф Орджоникидзе публично заявил, что уже есть финансовые гарантии на сумму $80 млн, однако кто именно выступит инвестором реконструкции Пушкинской площади, Орджоникидзе так и не сообщил.
И вот теперь общественный совет снова озвучил старую идею. Предполагается провести тоннель под Тверской улицей, соединив им Тверской и Страстной бульвары, а также построить двухэтажный торгово-развлекательный центр (в прошлом году речь шла о двух ярусах под парковку и двух – под магазины). Как и в прошлый раз, имя потенциального инвестора остается военной тайной. Пожелавший остаться анонимным источник, близкий к мэрии, сообщил, что интерес к объекту возник у турецкой Enka – одной из немногих компаний, сохранивших позиции на московском рынке после 1998 года (среди проектов, реализуемых компанией, можно назвать строительство грандиозной башни, которое сейчас идет на площади Павелецкого вокзала). Однако сама компания эту информацию не подтвердила.
Нежелание инвестора «светиться», возможно, объясняется спецификой городских конкурсов: столичные власти часто отпугивают зарубежных инвесторов, обременяя проекты той или иной формой участия муниципалитета. Один из основных вариантов, который предлагается городскими властями претендентам на строительство, – инвестиции в уставный капитал АО, которое правительство Москвы создаст для реконструкции Пушкинской площади и последующей эксплуатации будущих объектов. При этом доля правительства Москвы будет зависеть от московской же оценки земельного участка, которым город входит в проект.
Тем не менее специалисты рынка коммерческой недвижимости сходятся в том, что проект весьма интересен для инвесторов. К примеру, президент девелоперской компании JVASawyer Камерон Сойер считает: «Место великолепное – это даже лучше, чем Манежная площадь. Пушкинская площадь более значима. В нее можно вкладывать большие деньги, хотя и не такие, как в Манежную, куда были «инвестированы» астрономические суммы».
Напомним, что квадратный метр «Охотного ряда» обошелся более чем в $4000. В данном случае речь идет о строительстве комплекса общей площадью около 40 000 кв. м (30 200 кв. м подземных площадей и 8075 кв. м наземных) на территории порядка 6 га. В силу отсутствия проекта пока неизвестно, какой будет доля сдаваемых торговых и ресторанных площадей. Но уже сейчас понятно, что комплекс на Пушкинской площади, даже уступая по масштабу «Атриуму», завершенному в этом году компанией «Ингеоком» на площади Курского вокзала, по коммерческой эффективности – в силу своего месторасположения – будет с ним по меньшей мере сопоставим. По расчетам проектировщиков, затраты на создание комплекса составят порядка $2000 за квадратный метр (эти цифры сопоставимы с затратами на строительство «Атриума»), а плата за аренду вряд ли будет ниже, чем в комплексе на площади Курского вокзала, где она составляет $2700 за 1 кв. м в год.