Top.Mail.Ru
рынки

Инвесторы потеряли веру в топливо

Все больше крупных инвесторов обещают сократить вложения в нефтегазовые и угольные компании, а некоторые и вовсе отказываются работать с ними. Аналитики насчитали почти 1,5 тыс. таких фондов и управляющих с активами почти на $40 трлн. В 2014 году таких было около 180 институциональных инвесторов с $52 млрд активов. Среди прочих и Минфин РФ собирается вкладывать в ФНБ по принципам ответственного инвестирования.

Аналитики DivestInvest насчитали 1485 управляющих компаний и инвестиционных фондов разных стран с активами на $39,2 трлн, обещавших хотя бы частично избавиться от вложений в компании, работающие с ископаемым топливом. Сама организация DivestInvest выступает за сокращение инвестиций в сектор углеводородов и увеличение – в проекты и компании, борющиеся с изменением климата.

Она начала собирать такие данные в 2014 году. Тогда же организация рассказала в докладе о 181 институциональном инвесторе с $52 млрд активов, сегодня же их 1485. Рост активов под управлением таких компаний говорит об увеличении не только числа инвесторов, но и размеров портфелей тех, кто пообещал покинуть сектор добычи топлива, пишет VPost.

Ответственные обещания

Сейчас дается все больше обещаний на этот счет. Так, крупнейший пенсионный фонд Евросоюза, нидерландский ABP заявил, что избавится от активов в секторе ископаемого топлива на €15 млрд ($17,4 млрд). Управляющие фонда считают, что это не повлияет на его долгосрочную доходность. Поэтому в 2022 году ABP объявит еще более амбициозную цель по сокращению в своем портфеле активов, связанных с выбросами углекислого газа.

Об ответственном инвестировании заявил и российский Минфин. Ведомство намерено разработать и принять принципы для такого инвестирования при выборе объектов для вложения средств из Фонда национального состояния (ФНБ). Сейчас ФНБ финансирует в том числе проекты с ископаемым топливом, к примеру, у «Газпрома». «Нынешняя ситуация создает риски, при которых, на фоне глобального перехода к низкоуглеродной экономике, проекты, претендующие на финансирование из ФНБ, не могут быть успешно завершены», — заявил замминистра финансов Тимур Максимов Bloomberg. Он отметил, что сейчас правительство рассматривает это предложение. На уже одобренные проекты мера распространяться не будет.

Сейчас управляющие активно обсуждают, как профессионалам инвестрынка поступать с угольными, нефтяными и газовыми компаниями: продавать акции или убеждать их перейти на более чистые технологии. Накануне Fidelity International (портфель на $785 млрд) рассказала о плане вдвое сократить углеродный след своих вложений к 2030 году. Директор по ответственному инвестированию Fidelity Дженн-Хуэй Тань отметил, что компания будет прослеживать углеродный след в собственных портфелях. «Fidelity будет работать с компаниями, в которые мы вкладываемся, чтобы сократить их вредные выбросы», — отметил он.

Fidelity International даст компаниям из своего портфеля время, чтобы адаптироваться к более жестким требованиям к выбросу углерода. Тань пояснил, что быстрый выход из капитала компаний с углеродоемким бизнесом «снизит воздействие, которое мы можем оказать путем активного вовлечения» их в диалог. Если же за три года компании так и не сократят выбросы, то Fidelity избавится от их акций.

Аналогичным образом в декабре 2020 года решил поступить Пенсионный фонд штата Нью-Йорк, являющийся третьим по величине в США (активы $268 млрд). Он объявил, что предъявит экологические требования нефтяным и газовым компаниям. Если последние не выполнят их в течение четырех лет, фонд избавится от их бумаг. На тот момент в его портфеле находились депозитарные расписки «Новатэка», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти», которая первой из российских компаний получила требования фонда. При этом весь фонд может избавиться от акций примерно на $4 млрд.

Недавно штат Мэн стал первым в США, который обязал свой государственный пенсионный фонд продать ценные бумаги компаний из сектора ископаемого топлива. Caisse de Depot et Placement du Quebec — второй по величие пенсионный фонд Канады — заявил, что продаст нефтеактивы на миллиарды долларов. В портфель войдут крупные пакеты акций лидирующих канадских нефтедобытчиков, в рамках новой стратегии по радикальному сокращению углеродного следа в своем инвестиционном портфеле.

Также о прекращении инвестиций в ископаемое топливо в 2021 году объявил Ford Foundation, один из крупнейших семейных инвестфондов мира ($16 млрд активов). Аналогичное заявление сделал фонд Гарвардского университета ($42 млрд).

А что с доходностью?

Такие действия инвесторов демонстрируют, что избавление от инвестиций в сектор ископаемого топлива — «здравая финансовая стратегия», а подобные вложения — «плохая финансовая ставка», отмечено в докладе DivestInvest. Управляющие компании, которые давно перешли к такой политике, заявляют о положительных финансовых результатах. При этом все больше инвесторов «указывают на финансовую реальность, заключающуюся в том, что изменение климата приведет к устареванию ископаемых видов топлива и неизбежному наступлению будущего, связанного с возобновляемой энергетикой».

Однако акции нефтегазовых компаний после обвала в начале 2020 года взяли реванш. Так, за последний год индекс добывающих нефтегазовых компаний США — S&P Oil & Gas Exploration & Production вырос на 147%. А биржевой фонд iShares Global Clean Energy, основанный на индексе компаний чистой энергетики, прибавил за тот же период 21,7%. При этом с пика 7 января этого года он упал на 28,7%.

Но институциональные фонды делают ставку на игру «в долгую». По данным доклада BlackRock для властей Нью-Йорка, инвесторы не выявили негативных результатов от избавления от акций компаний сектора ископаемого топлива. Они сообщили о результатах от нейтрального до положительного. При этом 54% опрошенных специально не отслеживали доходность.

BlackRock провела анализ среди более 1100 институциональных инвесторов. В основном они опрашивали инвестфонды университетов, религиозных и некоммерческих организаций, а также частных и государственных пенсионных фондов с активами на $12 трлн. Все они к концу первого квартала 2020 года объявили о выходе из вложений в ископаемое топливо. По оценке BlackRock, общая сумма таких обязательств составила около $50 млрд. Такие обещания давали управляющие из Европы, Ближнего Востока и Африки (43%), в Южной и Северной Америках, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 37% и 20% соответственно.

Управляющие в качестве главных причин избавления от акций компаний сектора ископаемого топлива назвали инвестиционный риск и важность влияния бумаг таких организаций на портфель. Решение уйти довольно часто сопровождалось непосредственным диалогом с руководством компаний.

Уход инвесторов можно назвать одним из наиболее важных факторов невысоких результатов акций нефтегазовых компаний. За последние 10 лет среднегодовой убыток по индексу S&P Oil & Gas Exploration & Production составил 5,85%, в то время как индекс S&P 500 принес 14,03% прибыли в год.