Top.Mail.Ru
бизнес

Инвесторы сделали палаточный отдых гламурным

Фото: яхтенный глэмпинг–парк «Точка Немо» Фото: яхтенный глэмпинг–парк «Точка Немо»

Набирающий популярность в России формат глэмпингов заинтересовал непрофильных инвесторов. В одну из таких сетей — «Точка Немо» — вложились блогер и автор проекта «Марафон желаний» Елена Блиновская и жена главы Роскачества Лилия Протасова. Опрошенные «Компанией» эксперты отмечают, что при небольших вложениях в эту сферу можно столкнуться с массой рисков. Гранты, кредиты и правовая определенность позволят привлечь в бизнес и профессиональных отельеров.

О совместном проекте Блиновской и Протасовой первым сообщил «Коммерсант» со ссылкой на источник. По его словам, пилотный объект уже создали в Ярославской области, два других проектируют в Тульской и Ивановской областях. Собеседник издания оценил объем инвестиций в 100 млн рублей.

Глэмпинг — это отдых на природе с полноценным отельным обслуживанием. Проекты подразумевают санузлы, горячую воду, заказ питания, смену белья и проживание в небольших домиках или шатрах

Представитель Блиновской и представитель «Точки Немо» не комментировали эту информацию. Лилия Протасова рассказала «Коммерсанту», что планируется через пять лет развить сеть до 30 не только собственных, но и открытых по франшизе объектов на берегах рек России, которые будут соединяться яхтенным, велосипедными и автомобильными маршрутами. «Точка Немо» рассматривает возможность строительства локаций в Ярославской, Костромской, Нижегородской, Астраханской, Ленинградской, Иркутской областях, Карелии, Татарстане и за рубежом. Каждый из этих объектов требует инвестиций в размере 50-100 млн рублей и будет рассчитан в среднем на 50-70 человек.

На сайте «Точка Немо» рассказывают о глэмпинге в Тимохино Некрасовского района Ярославской области. Гости могут поселиться в купольных домиках, домиках на дереве и коттеджах A-frame (дом-шалаш). На территории объекта есть ресторан, банный комплекс, кинотеатр, гриль-зона и причал для яхт. Стоимость размещения на одну ночь — 15 тыс. рублей на двоих. Концепция глэмпинга — яхтинг.

Учредитель «Точки Немо» — ООО «Ветер», которое на 60% принадлежит Нине Синицыной, 25% у Алексея Блиновского, 15% у Лилии Протасовой. Синицына — сооснователь проекта «Дружеская регата», который специализируется на яхтенных путешествиях, Блиновский — соучредитель ООО «Аквакультура», выращивающего товарную рыбу в Вологодской области, и муж создательницы тренинга «Марафон желаний» Елены Блиновской.

Протасова, по данным ЕГРЮЛ, владеет ООО «Руссоль-Северо-Запад» и ООО «Кристалл», продающие соль в Петербурге и Омской области. Ее супруг Максим Протасов с 2015 года является главой Роскачества, созданного правительством для исследования товаров и услуг, а также продвижения российской продукции. В Роскачестве отметили, что Протасов не участвует ни в каких бизнес-проектах с момента назначения.

прочитать весь текст

«Очень большие бюрократические трудности»

По данным Ассоциации глэмпингов, в России на ноябрь 2021 года действовало 230 объектов и еще 277 планируется открыть до конца 2022 года. «Глэмпинги действуют только в 44 субъектах… Безусловными лидерами являются Московская область (24 объекта) и Краснодарский край (20 объектов)», — отмечено в исследовании Ассоциации (есть в распоряжении «Компании»).

Стоимость одного проекта варьируется от общей концепции, уровня комфорта и сервиса. «Это может быть душевный ламповый объект для “своих” за условные пару миллионов рублей или полноценный проект, где только установка одного оборудованного модуля потребует тех же самых двух миллионов», — объяснил «Компании» представитель Ассоциации глэмпингов.

Инвесторы же интересуются крупными проектами, где количество модулей превышает 10 единиц, «иначе есть риск, что не сойдется экономика проекта». Однако крупный проект может превратиться в базу отдыха нового формата. «Глэмпинг, это все-таки о создании атмосферы уединения и эксклюзивности в природной среде, если не будет сохраняться этот баланс, то проект превратиться в нечто иное», — отметил представитель Ассоциации.

Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров считает, инвесторы приходят в сегмент глэмпингов из-за небольших вложений. При этом не все из них понимают, что для запуска такого проекта недостаточно купить пару недорогих модулей: инвесторы забывают о подведении дороги, подготовки площадки, найме людей и выстраивании инфраструктуры, все это может потребовать существенных затрат. Бухаров перечислил и возможные риски, среди которых открытие в неподходящем месте и «не в сезон», конкуренция, затратная и неудачная реклама.

Тем не менее опрошенные «Компанией» эксперты отмечают, что профессиональных отельеров глэмпинги не привлекают из-за правовой неопределенности. «Понятие “глэмпинг” отсутствует в правовом поле, поскольку это явление довольно новое для России», — отмечает представитель Ассоциации. Сейчас организация вместе с привлеченными экспертами разрабатывает ГОСТ по глэмпингам. После того, как определение «глэмпинг» закрепится на законодательном уровне, появятся все необходимые регламенты, которые позволят с уверенностью входить на этот рынок, заверил представитель.

Кроме того, профессиональных отельеров беспокоят «очень большие бюрократические трудности», рассказал «Компании» вице-президент АТОР Дмитрий Горин. Речь идет о выделении земель под проект и соответствующих согласованиях, разрешениях Роспотребнадзора, Санэпиднадзора и противопожарного контроля. Горин отметил, что сейчас глэмпинги открывают «очень богатые люди» в качестве хобби, или те, кто уже знаком с нюансами внутреннего туризма. «Нужно создавать управляющие компании, привлекать инвесторов, упрощать вхождение в бизнес, выдавать гранты, субсидии и кредиты, и тогда это направление будет развиваться», — заключил он.