IPO подрезали крылья

 

«Управление компании и ее акционер полагают, что в текущем состоянии рынка предложение не может быть оценено на уровне, отражающем реальную стоимость компании», – говорится в официальном сообщении. Домодедово намерено вернуться к вопросу проведения IPO в будущем, когда ситуация на рынке улучшится. Однако эксперты полагают, что дело здесь вовсе не в рыночной конъюнктуре, ведь банки оценивали потенциал размещения акций в достаточно привлекательном, хотя и довольно широком диапазоне – от $3,5 до $7,5 за всю компанию. Напомним: многие аналитики высказывали предположение, что желание выйти на IPO стало ответным шагом на появившиеся слухи о возможности скорой национализации этого актива. В открытую власти об этом не говорили, но после теракта и «ледяного дождя» к неназванным собственникам аэропорта возникло много вопросов на самом высоком уровне. В частности, поиском реальных, а не номинальных собственников Домодедово заинтересовался даже премьер-министр Владимир Путин. Он поручил прокуратуре найти конечное звено цепи из множества офшоров. Однако правоохранительным органам этого сделать не удалось, собственник аэропорта заявил о себе сам. Как оказалось, компания принадлежит Дмитрию Каменщику, хотя ранее считалось, что значительной долей в этом активе владеет председатель наблюдательного совета аэропорта Валерий Коган. Буквально через пару недель после того, как было объявлено о грядущем размещении акций Домодедово, экс-министр энергетики РФ Игорь Юсуфов предложил купить блокпакет акций аэропорта за $1 млрд, что вполне соответствует ожидаемой рыночной оценке этого актива в результате планировавшегося IPO. Однако официального ответа на это предложение не последовало. Эксперты не исключают, что новость о переносе размещения акций в Лондоне связана, скорее всего, с давлением властей, которое оказывается на владельцев аэропорта. Дело в том, что в случае продажи части акций иностранным инвесторам под угрозу мог быть поставлен план по объединению аэропортов Московского авиаузла в одну структуру. В случае получения оценки рынком Домодедово на уровне, например, $4 млрд государству пришлось бы выкупать у господина Каменщика пакет стоимостью как минимум $1,5 млрд. На это чиновники явно не рассчитывали. Оказалось, что гораздо проще разрешить эту ситуацию полюбовно, например с помощью Игоря Юсуфова. Не исключено, что в скором времени будет объявлено о достижении с ним договоренности о реализации блокпакета Домодедово. В этом случае, как говорится, и овцы останутся целы, и волки будут сыты. Но вот гарантировать нынешним владельцам Домодедово, что они могут рассчитывать на сколько-нибудь существенную долю в единой компании в случае объединения аэропортов, не приходится.

 

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

«Вряд ли стоит в очередной раз искать в тех или иных действиях «следы заговора». То объяснение отказа от IPO, которое привела компания, вполне логично. Действительно, в настоящее время ситуация на рынке заимствований не совсем стабильна. Во-первых, недавно в Лондоне прошло несколько размещений, и у инвесторов элементарно недостаточно средств для новых приобретений. Во-вторых, еще свежа у всех в памяти история с претензиями властей к аэропорту, и, хотя ситуация разрешилась, оставшийся информационный фон вполне может негативно сказаться на размещении компании. Перенос IPO логичен еще и потому, что компания рассчитывает «ударно» отработать летний сезон, показать производственные и финансовые результаты не хуже 2010 года, а возможно, что и лучше, это позволит повысить ее оценку и собрать в результате IPO больше средств».

 

Светлана Корзенева, аналитик ГК «АЛОР»:

«Считаю, что к отказу от IPO Домодедово подтолкнула в первую очередь рыночная конъюнктура: апрельская коррекция имела продолжение и в мае (за два месяца индекс ММВБ потерял более 8%). При этом наблюдался сильный отток средств с российского фондового рынка. Планируемое сворачивание программы QE2 в США не способствует росту спроса на рисковые активы и в дальнейшем. По большинству «голубых фишек» в результате коррекции сформировался хороший потенциал роста, в связи с чем отсутствует спрос на новые инструменты. Для Домодедово влияние рыночной конъюнктуры усиливается отношением аэропорта с властями: Домодедово является частным аэропортом, в связи с чем поддержка государства отсутствует. Интерес к данному активу вернется при окончании периода восстановления стоимости «голубых фишек». Решение Домодедово вполне логично, поскольку в этом году уже сорвалось несколько IPO, в частности у «Евросети», СУЭК, ЧТПЗ, Nord Gold и «Кокса».

 

Роман Ткачук, начальник аналитического отдела компании «РИК-Финанс»:

«Домодедово стало не первой российской компанией, отложившей IPO в этом году. Ранее на более поздний срок публичные размещения перенесли «Евросеть», «Вертолеты России» и СУЭК (эти три компании не смогли найти инвесторов, готовых купить акции по предлагаемой цене). Официальной причиной отказа Домодедово называется низкая оценка компании рынком. Но, на наш взгляд, у отказа от размещения аэропорта могут быть другие причины.

Бизнес аэропортов тесно завязан с государством – аэродромы и взлетно-посадочные полосы принадлежат государству и не могут быть приватизированы. У Домодедово же с Росимуществом давний конфликт: в 2005 – 2008 гг. Росимущество пыталось отсудить терминал, а в этом году после теракта в аэропорту претензии к Домодедово усилились. В итоге DME Limited (владеющая активами аэропорта) приняла решение продать 20% акций, однако взять на себя риски по высокой цене желающих не нашлось. Показателен разброс оценок Домодедово инвестбанками – стоимость компании очень сильно зависит от позиции государства и от того, удастся ли уладить все спорные вопросы».


 

аэропорт, Домодедово, Владимир Путин, Дмитрий Каменщик