Иранский сценарий и эффект бумеранга
В последнее время опять оживились разговоры о том, что будет, если Россию в рамках новых санкций отключат от системы SWIFT, и о том, грозит ли в этом случае России так называемый иранский сценарий.
Говоря об этом, надо понимать, что то, что принято называть «иранским сценарием», — это не только отключение от SWIFT. С Ираном были одновременно использованы два сильнейших рычага.
Первый — полное отключение от мировой финансовой системы, не только от SWIFT, но и замораживание авуаров Центрального банка Ирана. Фактически Иран в один миг лишился всех иностранных финансовых активов — нельзя было совершать операции через иностранные банки, если не говорить о каких-то точечных схемах. Второй рычаг — эмбарго на нефтяной экспорт.
В результате Иран оказался в ситуации, всем хорошо известной, — 40 % инфляция в год, резкое — за один год — на 20 % с лишним падение доходов граждан. Это был настолько мощный удар по экономике, что Иран вынужден был пойти на переговоры и принял условия Обамы в обмен на снятие эмбарго и разморозку авуаров Центробанка.
Возможен ли такой сценарий в России? Если смотреть с чисто экономической точки зрения, роль российской экономики в мировой финансовой системе очень велика, и, например, объемы нефтяного экспорта России — это далеко не объемы Ирана. Россия поставляет 10 млн баррелей нефти в сутки, и если убрать эти 10 млн баррелей с рынка, то цены на нефть сразу взлетят. Удар по рынку будет очень сильный, и это мощный сдерживающий экономический фактор. То же самое с отключением от SWIFT. Это грозит серьезным ущербом для всей мировой финансовой системы, так как есть довольно большая разница между ролью иранской и российской финансовых систем в мировой экономике. Только этих двух факторов достаточно для гарантий того, чтобы этого не произошло.
SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication)
Международная организация со штаб-квартирой в Бельгии, контролирующая крупнейшую межбанковскую систему обмена информацией. Используется финансовыми организациями разных стран для перевода друг другу платежей.
SWIFT пользуются почти 11 000 организаций из более чем 200 стран. Россия входит в первую пятерку крупнейших пользователей SWIFT.
В России в 2015 году была создана альтернативная SWIFT-система передачи финансовых сообщений — СПФС. К ней подключены 400 российских банков и менее 10 иностранных — в основном банки стран ЕАЭС.
С некоторых пор обсуждается создание китайско-российской альтернативы SWIFT на базе российской СПФС и китайской системы расчетных и клиринговых услуг CIPS.
Если рассматривать иранский сценарий чисто умозрительно, то для российской экономики, у которой экспорт-импорт составляет больше 30 % ВВП, это может стать большим ударом и совершенно точно вызовет аналогичные последствия. Падение доходов, рост инфляции и так далее — все цифры будут сопоставимыми с Ираном.
Так называемый «план Б» по созданию «внутреннего свифта», который дает возможность проводить расчеты в долларах внутри страны, ни на что существенно не повлияет, так как речь пойдет о сильнейшем сокращении внешней торговли.
От этого нельзя защититься, есть только один способ — ни с кем не торговать, ничего не вывозить, все оставлять внутри страны, и самим это потреблять. Но повторюсь, я не вижу иранский сценарий для России реалистичным, потому что эффект бумеранга скажется на всей мировой экономике.
Вообще, если говорить о санкционной политике в отношении России, то с приходом нового президента Соединенные Штаты уже фактически сформулировали новый подход к внешней политике в отношении России:
-
Не оказывать демонстративно сильного давления на Россию с точки зрения санкций. Это легко проследить по тому, какие санкции были приняты уже во время правления Байдена — все они носят чисто символический характер и построены таким образом, что никакого реального вреда российской экономике не наносят.
-
Полная технологическая изоляция — ограничение доступа России к любым цифровым и информационным технологиям под предлогом того, что они могут быть использованы в военной отрасли.
Такая стратегия позволяет при отсутствии явной конфронтации мягко, шаг за шагом, отрезать Россию от технологий, что в долгосрочном плане приведет к технологическому отставанию, снижению финансирования и в итоге нанесет России долгосрочный экономический ущерб. На мой взгляд, эта стратегия куда более выигрышна в долгосрочном противостоянии, чем тактические маневры с оружием у границ, которые уже давно никого не впечатляют.
Как экономист я считаю, что для таких крайних мер, как отключение от SWIFT или введение нефтяного эмбарго, должен быть гораздо более высокий градус конфронтации, чем мы видим сейчас. Поэтому в моем представлении иранский сценарий в России сейчас невозможен.
Схема |
Основные партнеры |
Особенности |
Бартер (деньги не участвуют в схемах) |
Китай и Индия |
Самый распространенный вид обмена — нефть в обмен на промышленную продукцию и продовольствие. Сюда же входит недавнее громкое «Соглашение на $400 мдрд» за 25 лет. Нефть в обмен на инвестиции Китая в экономику Ирана и поставки китайской продукции |
Прямые расчеты в национальных валютах |
Китай и Индия: получение юаней и рупий |
В дальнейшем покупка за юани и рупии товаров в Индии и Китае |
Средневековая система Hawala |
Страны Ближнего Востока, Азии и Северной Африки |
Финансовая эрзац-система взаимозачетов и услуг, основанная на доверии и взаимозачетах. Разовые сделки могут доходить до полумиллиона долларов |
Банки-партнеры и обменные дома в соседних странах |
ОАЭ и Турция |
Используется для расчетов с внешним миром. Отличается высокими комиссиями партнеров. Оплата и покупка продукции в третьих странах |
Наличные |
Соседние страны: Турция, ОАЭ, Пакистан |
Используются трансграничные курьеры, например паромная переправа между Ираном и дубайским эмиратом Шарджа |