Top.Mail.Ru
архив

Иркутский унтер-губернатор

ВСЕ ОЖИДАЛИ "энергетического" акционерного скандала в Конакове, на собрании владельцев акций РАО "ЕЭС России". А на самом деле он случился в тот же день, но примерно на 6 тыс. км дальше - в Иркутске.

Собрание акционеров "ЕЭС России" 30 июня прошло абсолютно спокойно. Анатолию Чубайсу удалось обезвредить подложенную под него "бомбу". Когда на собрании начали подсчитывать результаты голосования за совет директоров, к журналистам вышел замминистра энергетики Виктор Кудрявый, который сказал, что проголосовал за Чубайса. Затем благостно улыбнулся и добавил: "Но меньшим количеством голосов". В отличие от робко улыбавшегося Кудрявого у "российского Кеннета Дарта" - Бориса Федорова рот был до ушей. В этот день глава "объединенной финансовой группы" был избран в советы директоров сразу трех крупнейших компаний страны - "ЕЭС России", "Газпрома" и "Сбербанка". Напомним, в "ЕЭС России" было принято, что в случае согласия владельцев ADR их голоса на собрании передаются председателю правления. Федоров настаивает на том, чтобы этими голосами распоряжался по своему усмотрению совет директоров. Кроме того, на прошлой неделе трижды член совета директоров сообщил, что правлению "ЕЭС России" нужно урезать права на отчуждение активов акций с 25% до 1,5% от уставного капитала. Надо полагать, если это произойдет, то записанная в плане реструктуризации РАО продажа акций генерирующих станций (некоторые из них оцениваются очень дорого) инвесторам не состоится никогда, потому что этому будут мешать иностранные акционеры. С другой стороны, известие о том, что на приватизации энергообъектов поставлен крест, может привести к столкновению Чубайса уже с крупным российским бизнесом.

Известно, что, когда российский предприниматель не в себе от расстройства, окружающим иногда очень страшно. А иногда - смешно. Как это было на собрании акционеров "Иркутскэнерго", которое тоже состоялось 30 июня.

Губернатор Иркутской области Борис Говорин и близкие к нему бизнесмены братья Ерощенко (фирма "Истлэнд" и "Центральная компания Восточно-Сибирская ФПГ") проиграли свою "энергетическую" партию. Но вместо того чтобы переждать критические дни, они (больше просто некому) устроили на собрание облаву из ста(!) тюремных спецназовцев (такую цифру называют представители Мингосимущества). Но собрание все равно состоялось. Представителей областной власти в совет директоров не выбрали вовсе. Из 13 директоров трое представляют Минэнерго, двое - "ЕЭС России", а остальные - энергетики и местные фондовики. Председателем совета директоров избран глава департамента Минэнерго Борис Варнавский, некогда возглавлявший "Иркутскэнерго".

А ведь еще в начале года у Говорина были все шансы "сделать" энергетиков и захватить прибыльную компанию. В 1997 году будущий губернатор дружил с "Иркутскэнерго". Но потом губернатор стал продвигать своих фаворитов из "Истлэнда", и дружба сразу кончилась. Тогда на балансе местного комитета по управлению имуществом числились все 40% из госпакета акций "Иркутскэнерго", к тому же на стороне Говорина играли и владельцы 18% акций Братского алюминиевого завода. К апрельскому внеочередному собранию акционеров команда губернатора подготовила список кандидатов в совет директоров "Иркутскэнерго", в котором не было ни одного энергетика. Но Говорин блицкриг устраивать не стал - видимо, испугавшись Путина. Во время парламентских выборов губернатор опрометчиво поддержал "Отечество". А после выборов московские чиновники боялись лишний раз звонить Говорину. К тому же весной на БрАЗе начался передел собственности. Момент был упущен.

Весеннее собрание акционеров "Иркутскэнерго" прошло по сценарию энергетиков. Правительство и "ЕЭС России" начали атаку на независимую компанию. Говорину пришлось вернуть МГИ законные государственные 20% акций. А остальные 20%, на которые претендует регион, с мая находятся под судебным арестом. В Высшем арбитражном суде находятся иск МГИ к обладминистрации и недавно поданный встречный иск на предмет признания права совместной собственности Федерации и ее субъекта на 20% акций энергокомпании. Рассмотрение дела намечено на 9 августа. Так что получилось, что 30 июня Говорину голосовать было нечем.

Он начал сопротивляться с помощью силовых структур. Например, уже месяц в Иркутске работает следственная группа из МВД, которая - видимо, по жалобе местной власти - расследует финансовую деятельность "Иркутскэнерго". Перед началом собрания в зал пришел судебный пристав Кировского округа Иркутска с постановлением о запрете его проведения на основании жалобы жителя Новокузнецка некоего Игоря Кожинова. Однако энергетики проверили список акционеров и никакого Кожинова в списках на момент закрытия реестра не нашли. Более того, Кожинов не живет по указанному в постановлении адресу. Собрание продолжилось. Во время подведения итогов голосования по совету директоров в зал ворвались автоматчики из УИН МВД. Они подождали, пока гендиректор "Иркутскэнерго" подпишет акт об ознакомлении с протестом, и удалились. Но что самое смешное - акционерам затем принесли письмо, подписанное руководителем аппарата губернатора г-жой Берлиной, в котором сообщалось, что на основании встречного иска обладминистрации ВАС 29 июня вынес определение, запрещающее совершать любые действия в отношении этих 20% акций. Администрация надеялась, что запрет повлечет за собой отмену собрания. Высший же арбитражный суд подтвердил запрет на любые действия со спорным пакетом акций, но просьбу об отмене самого собрания не удовлетворил, поскольку проведение общих собраний акционеров не касается предмета спора. Выходит, Говорин, подобно унтер-офицерской вдове, сам себя высек.

А иркутские энергетики могут быть довольны. Они избавились от притязаний губернатора, но при этом, судя по всему, не попали под влияние Чубайса. Большую часть московских членов совета директоров "Иркутскэнерго" составляют приверженцы давнего противника модели реструктуризации "ЕЭС России" по-чубайсовски Виктора Кудрявого. Вот что сказал по этому поводу новый председатель совета директоров "Иркутскэнерго" Борис Варнавский: "Есть позиция, подготовленная РАО "ЕЭС России", есть позиция Министерства энергетики, есть позиция "Иркутскэнерго". Позиция "Иркутскэнерго" нам, как федеральному органу, ближе. Мы считаем, что в процессе реструктуризации будут предлагаться разные варианты и часть этих вариантов должна зарождаться и проходить апробацию именно в "Иркутскэнерго". Имидж компании в глазах иностранных инвесторов если и уступает имиджу РАО "ЕЭС", то ненамного. А может быть, и превосходит его. В чей адрес намек - более чем понятно.

Еще по теме