Искусственный отбор

У Олимпийских игр в Сочи будет три талисмана, выбранных по результатам всероссийского голосования. Но участники рынка остались недовольны как результатами голосования, так и недостаточной прозрачностью процедур. По мнению экспертов, выборы талисмана продемонстрировали все минусы работы по госзаказу.

В финальной части конкурса соревновались 11 работ: Заяц, Дельфин, Бурый Медведь, Белый Медведь, Снегирь, Леопард, Снежинка, Солнце, Человечки, Дед Мороз и Матрешки. Все персонажи для итогового голосования были обработаны выбранными олимпийским комитетом анонимными художниками. При этом в финал не попали лидеры интернет-голосования: протестные персонажи – Зойч и Стакаша. А в самом начале телевизионного шоу на Первом канале с выборов был снят Дед Мороз – в случае победы права на него получил бы Международный олимпийский комитет. В результате победил Леопард, или Panthera Pardus Tulliana, а второе и третье места заняли Белый Медведь и Заяц. Примечательно, что выбор проголосовавших граждан полностью совпал с предпочтениями премьер-министра Владимира Путина, который высказался именно за Леопарда. Еще в 2005 г. по инициативе Всемирного фонда дикой природы в партнерстве с Минприроды РФ и российской Академией наук была запущена программа по восстановлению популяции леопарда на Кавказе. Затем этот проект был включен в государственную программу экологического сопровождения Олимпийских игр в Сочи. И российский премьер-министр традиционно высказывался в его поддержку.

Неясные процедуры
Сразу после выборов талисмана многие наблюдатели обвинили организаторов голосования в недостаточной прозрачности конкурса, а также в том, что сами символы слабо связаны и с регионом Сочи, и с Олимпиадой. «Мне не кажется особенно удачным ни один из выбранных символов, тем более их сочетание», – говорит директор российского представительства брендингового агентства Minale Tattersfield Алексей Гончаренко. По его словам, леопард вызывает больше всего вопросов, как существо очень далекое от Сочи географически, климатически и исторически. Медведь – не самый характерный персонаж, чтобы представлять Россию в мире, а Заяц – не такой яркий и запоминающийся. «Вся эта история пропитана чисто российским формализмом. Видно, что проект задумывался масштабно – и по глобальной значимости, и по социальной вовлеченности, но, как всегда, что-то где-то не сработало. Все представленные персонажи выглядят безыскусно, сделаны «одной рукой» и за очень короткое время», – говорит президент брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев. По его словам, «графика исполнения старомодна, персонажи не имеют выраженного характера и просто некрасивы».
Сомневаются эксперты и в том, что голосование следовало проводить всенародно.  «Бренды такого плана должны создаваться профессионалами, – утверждает Алексей Гончаренко. В его практике случалось, что крупные компании организовывали конкурсы среди сотрудников и их семей по выбору корпоративного слогана, фирменного образа и прочего. Но не было ни одного случая, чтобы результат оправдал ожидания. По его мнению, все худшие опасения оправдались – в результате получилась непродуманная, не выверенная с точки зрения брендинга, не очень профессионально правильная фактура.
Еще одним поводом усомниться в результатах голосования стал тот факт, что итоговый выбор населения совпал с пожеланием главы правительства. «Процедура в рамках предложенных вариантов вполне прозрачная, хотя, конечно, не исключено, что мнение, например, премьер-министра оказало влияние на голосующих. Но почему именно эти персонажи попали в шорт-лист, мне не понятно», – говорит генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций «Ключевое Звено» Денис Рыжов. По его мнению, они не несут концептуального смысла, не отражают уникальные ценности Олимпиады именно в Сочи и в России. «С другой стороны, нет каких-либо данных о том, что с процедурой голосования было что-то не так. То, что Владимир Путин высказал предпочтение Леопарду, вряд ли может являться основанием для опротестования итогов голосования», – полагает соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов.

Спорные персонажи
Выбранные в итоге символы породили целый ворох вопросов. В первую очередь Всемирный фонд дикой природы заявил, что нарисованный художником Леопард не соответствует изображению переднеазиатского леопарда, популяция которого восстанавливается на Кавказе. Затем создатель символа московской Олимпиады 1980 года художник Виктор Чижиков обвинил авторов рисунка Медведя в плагиате. «В этом Белом Медведе все цельнотянутое с моего: глаза, нос, рот, улыбка, хотя все искажено», – заявил художник в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Судиться автор пока не намерен, тем более что эксперты заранее предрекают ему проигрыш в возможной тяжбе. «Такие произведения создаются по договорам авторского заказа, и авторские права переходят к заказчику», – говорит старший юрист группы Magisters Павел Садовский. По его словам, в свое время были похожие споры по «Чебурашке», когда писатель Эдуард Успенский передал права на использования образа игрушки для выступления нашей олимпийской сборной в Афинах, а художник Шварцман, который нарисовал Чебурашку, подал иск в суд. Также широкую огласку имело дело с участием Владимира Чижикова против НТВ, когда автор олимпийского мишки утверждал, что телеканал использует созданный им образ в своем телепроекте, вспоминает адвокат «Юков, Хренов и партнеры» Алина Топорникова. Однако суд не усмотрел нарушения авторских прав Чижикова. «Остается невыясненным вопрос обладания правами на образ олимпийского мишки, поскольку в предыдущих судебных разбирательствах господин Чижиков не смог представить доказательства наличия прав на созданный образ. Никто не оспаривает его авторства, но имущественные права на олимпийскую символику прошедшей олимпиады закреплены за Международным олимпийским комитетом», – добавляет эксперт.
Выбор талисмана для Олимпийских игр совпал с определением новой инвестиционной стратегии России на Северном Кавказе. «В регионе должна быть реализована крупная инвестиционная программа в первую очередь за счет частных инвесторов, – говорит управляющий директор «Century 21 Запад» Евгений Скоморовский. – Но после серии терактов государство вынуждено предлагать бизнесу новые льготы. В частности, сейчас рассматривается возможность налоговых каникул», – объясняет эксперт. По его словам, с этой точки зрения леопард, популяция которого восстанавливается и на деньги частных инвесторов, означает актуальный для федеральных властей тезис – восстановление Кавказского региона за счет крупных корпораций.