Top.Mail.Ru
архив

Искусственный рай

В понедельник в Государственном историческом музее закрывается выставка модного французского дизайнера Ора-Ито, международного фэшн-террориста, или, как его величает западная пресса, «феномена нашего времени» и «великого IT-пирата рубежа веков». Тем, кто не нашел времени покрутиться на каблуках перед установленными в музее мониторами, на которых демонстрировались творения Ора-Ито, огорчаться не стоит. Возьмите собственный монитор, войдите в Интернет и наберите адрес www.ora-ito.com – вот вам и персональная выставка: все то же самое, только с доставкой в офис или на дом. А я вам предварительно расскажу, в чем заключается промысел современного пиратства.

Если, к примеру, вы поедете на рынок купить «левые» джинсы или вязаную шапочку, то вежливый продавец вам объяснит, что эта шапочка от Gucci, причем из последней коллекции. Народ пошел грамотный, начитанный и насмотренный, и простой нашивкой Gucci на изделии нынешних «цеховиков» покупателя уже не убедишь. Мало брэнда – нужен тренд (прошу прощения) – соответствие актуальным тенденциям моды. Примерно так же поступают и большинство русских модных дизайнеров, только они на подсмотренную идею вешают собственное имя.

Встречаются же в природе отдельные люди, которые способны сыграть на опережение, а не следовать утвержденным в Милане, Лондоне и Париже биркам. Известный денди и футбольный тренер Юрий Семин уж который год зимой ходит в «петушке». Смеялись над ним продвинутые модники, тыкали пальцами, а этой осенью прослезились: «петушок» теперь в последней коллекции Dolce & Gabbana. И побежали – за «петушком», за «петушком». Молодой дизайнер из Марселя Ито Морабито пошел еще дальше. В 20 лет он под псевдонимом Ора-Ито нарисовал и разместил в Интернете вещи из коллекций известных марок – будто бы 2010 года. Рюкзачок Louis Vuitton, ноутбук Apple, зажигалку Bic, работающую на атомной энергии (гарантия – 99 лет), кроссовки Nike, дизайн виллы Gucci и тому подобные изыски. На том же сайте Ора-Ито разместил свое видение Парижа-2010: Нотр-Дам с логотипом «Макдоналдса»; Сакре-Кёр, превращенный в диснеевский аттракцион «Спящая красавица»; Эйфелева башня, украшенная логотипом Ива Сен-Лорана; Триумфальная арка с рекламой Nike.

Народ «купился». Публика стала требовать в магазинах Louis Vuitton именно этот рюкзак, побежала покупать модель ноутбука Hack-Mac. Народ, я всегда в это верил, падок на  все прекрасное и новаторское. Возник, конечно, скандальчик. Типичный случай пиратства, хоть и не коммерческого. Согласно официальной биографии Ора-Ито наш герой напрягся:  он  ожидал повестки в суд, а вместо этого получил приглашение устроить выставку в Лувре. То есть автоматически попал из хулиганствующего дизайнера, умеющего пользоваться компьютером, в современные классики. Вслед за Лувром талантами Ора-Ито заинтересовались главный дизайнер современности Филип Старк, позвавший его на работу; Cappelini, доверившая ему шезлонг; L’Oreal, заказавшая флакон духов; Alfa Romeo, Levi’s, Nokia, Sony…  – дальше мне лень перечислять.

Готовая, хорошо упакованная и дорого продаваемая сказка про человека, который себя сделал и на которого теперь равняются таланты молодые и обнадеженные. Мораль, выведенная из этой сказки самим Ора-Ито, такова: «Даже если вы чувствуете себя очень маленьким, вы можете существовать и действовать – без силовых структур и без PR». Дизайнеры, вперед!

А теперь представьте, как огромен и прекрасен мир гламура и сколько дизайнеров он сажает за работу – тут линию каблучка нарисовать, тут подлокотник, тут лак для ногтей, – внушая им, что это и есть современная форма искусства, достойная Лувра и музея Гуггенхейма. Лувр с Гуггенхеймом давно не возражают. Был бы я модным художником, давно бы устроил выставку использованной губной помады: как же романтично по сточенной форме прозревать хватку губ. Наши Шилов с Глазуновым, конечно, искусством это не сочтут, потому что лично я нарисовать не смогу даже кривую кобылу. Но, люди добрые, искусство – это то, что вас восхищает и радует.

Еще по теме