Top.Mail.Ru
архив

Искусственный разум

Российские компании постепенно приходят к пониманию, что эффективное использование ИT-технологий невозможно без составленной ИТ-консультантом стратегии, а также без объединения процессов совершенствования информационных технологий с реинжинирингом самого бизнеса. Чтобы остаться на рынке, ИT-консультанты вынуждены теперь заниматься вопросами стратегического планирования и анализа эффективности бизнеса. 

По данным Мининформсвязи, общий объем отечественного рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) вырастет в 2006 году на 15 – 20%. По темпам роста российский рынок ИКТ по-прежнему значительно превышает средние мировые показатели. Одновременно с количественным ростом меняются его качественные параметры. Теперь крупные аудиторско-консультационные группы делают ставку на универсальный подход. Те из компаний, которые смогли соединить консалтинг в области информационных технологий с разработкой бизнес-стратегий, значительно выросли. Выручка консультантов по ИT-консалтингу за прошлый год составила более половины всех доходов от консультационного бизнеса. По словам директора отделения консалтинга компании «ФОРС – Центр разработки» Людмилы Абламской, сегодня чистый ИТ-консалтинг в нашей стране – вещь довольно редкая. Как правило, этот вид услуг сочетается с другими направлениями деятельности. 

Стратегический спрос 

Этап «первичной» автоматизации российских компаний подходит к концу. По словам заместителя директора по консалтингу компании OXS Аркадия Шутова, этот период в ИT-бизнесе можно сравнить со временем первоначального накопления капитала в компании, когда она закупает программные комплексы для решения задач лишь отдельных подразделений. В данный момент большинство предприятий нуждаются в разработке ИТ-стратегий, которые бы объединили стратегические бизнес-цели и задачи, целевое состояние ИТ, обеспечивающие достижение упомянутых целей. «Мы стараемся донести до наших клиентов, что основная задача текущего момента – определить целевое состояние и вектор развития информационных технологий таким образом, чтобы он совпадал с направлением развития бизнеса компании», – поясняет Аркадий Шутов. То есть сейчас менее востребованы консультации сугубо технического характера, а скорее требуется анализ того, какую отдачу получит предприятие от внедрения той или иной информационной системы.

«Большинству проектов по внедрению информационных систем предшествует ИT-аудит и создание ИT-концепций, – подтверждает руководитель проектов департамента управленческого консалтинга компании IBS Дмитрий Демидов. – В рамках бизнес-стратегий предприятий все чаще стали появляться ИT-стратегии, что говорит о значительном внимании руководства компаний к информационным технологиям».

Уже начали меняться требования к ИT-стратегиям. Если еще лет пять назад стратегии были достаточно общими, теоретическими и мало привязанными к бизнесу, то сейчас они бизнес-ориентированы, имеют высокую степень проработки отдельных направлений, содержат конкретный план действий, реальный бюджет и оценку возврата инвестиций. Оно и понятно – пустить «пыль в глаза» заказчикам и продать им сомнительный продукт теперь не получится. Осведомленность клиентов заметно выросла. «Если некоторое время назад разница между компетенцией профессиональных консультантов и большинства заказчиков была существенной, то сейчас она значительно меньше», – рассказывает руководитель проекта «Аналитические системы» компании «АйТи» Дмитрий Романов. Заказчики становятся все более продвинутыми в области ИT. Однако этот факт не отменяет потребности в консалтинге. «Как известно, «нет пророка в своем отечестве», и даже высококвалифицированные специалисты внутри компании-заказчика не могут иногда сделать правильных выводов или донести их до других представителей организации», – отмечает Дмитрий Романов. 

Компьютеры-аналитики

Все перечисленные факты говорят о том, что рамки консалтинговых проектов расширяются. По словам Дмитрия Демидова, помимо традиционной сферы ИT-консалтинга – внедрения бизнес-приложений в зону деятельности ИТ-консультантов втягиваются новые направления – например, создание системы автоматизации управления производством (АСУТП), интеграция бизнес-приложений и АСУТП, формирование единого информационного пространства. Все более важной становится тема управления информационными технологиями: компании уже создали ИT-активы, за которыми нужно следить. При этом акцент делается на обоснование инвестиций в ИT, оценку возврата вложенных средств и стоимость владения технологиями и информационными сервисами. «В рамках ИT-стратегий строятся финансовые модели освоения инвестиций в технологии, – рассказывает Дмитрий Демидов. – Без них проекты просто теряют смысл». Ведь бизнесу нужна не абстрактная концепция, а проработанные адекватные решения и их точная стоимость.

«Есть явный рост спроса на консалтинг в области экономической эффективности систем, – соглашается Дмитрий Романов. – Клиентов интересует улучшение отдачи от вложенных денег и расчет совокупной стоимости владения ИT-ресурсами».

Еще в последнее время растет популярность «промежуточных» услуг, таких как управление ИT-персоналом, которое находится на стыке информационных технологий и HR. Оказание такого рода услуг требует наличия знаний одновременно в той и другой областях. Упомянутое направление становится все более актуальным в связи с увеличением бизнесов компаний, интеграционными процессами, географической экспансией, процессами слияний и поглощений. Все это приводит к увеличению штата ИТ-персонала и требует новых инструментов в сфере управления человеческими ресурсами. 

Качество не гарантировано 

В ИT-консалтинге, как и на любом другом рынке, есть свои проблемы. «Консалтинговые услуги в области ИТ достаточно молоды в России – активно этот рынок развивается от силы шесть лет, – рассказывает руководитель отдела ITSM-консалтинга компании Verysell Мария Бартенева. – Поэтому нет ни общепринятых стандартов качества, ни установившихся цен, ни сложившегося спектра услуг». Подобная неразбериха приводит к тому, что компаниям-заказчикам сложно определиться и выбрать необходимые им услуги. Поэтому у части фирм складывается негативное представление об ИТ-консалтинге в целом.

Аркадий Шутов из OXS выделяет три основные негативные тенденции в ИT-бизнесе. Первая проблема – глобализация. Большое количество мелких фирм, оказывающих услуги ИT-консалтинга, находятся на границе рентабельности. При этом, как правило, опыт производственного блока (специалистов компании) не соответствует заявляемым услугам при демпинговой стратегии продаж. А вот крупные игроки, наоборот, видят в этом направлении будущее консалтинговых фирм и активно развивают это направление. Второй фактор, который влияет на устойчивость рынка ИT-консалтинга, – это качество услуг. Специалистов, способных оказать качественные услуги, мало, ведь проекты в сфере ИТ-консалтинга требуют очень хорошей подготовки. «Некоторые компании (обычно мелкие) экономят на кадрах и набирают людей, просто обладающих хорошим кругозором в сфере информационных технологий, естественно, качество проектов падает», – рассказывает Аркадий Шутов. Ну, и последняя препона – это заинтересованность консультантов в том, чтобы помимо планирования клиенты воспользовались другими их услугами. «Компании стараются рекомендовать заказчику те услуги, которые они оказывают сами», – признается Аркадий Шутов. То есть консультант рекомендует то, что выгодно продать ему, но не всегда требуется приобретать клиенту.

Однако у клиента, пользующегося ИT-консалтингом, проблемы могут быть не только из-за некомпетентности или жадности консультанта. Есть и вполне объективные причины, по которым что-то может получиться хуже, чем ожидал заказчик. По словам Людмилы Абламской из компании «ФОРС – Центр разработки», основные проблемы могут возникать на стыке с иными видами консалтинга. Ведь качественное ИТ-решение невозможно внедрить без проведения предварительной аналитической работы в сфере управленческого или бизнес-консалтинга. «Как ни странно, даже в очень масштабных проектах иногда предпринимаются попытки построить якобы сервис-ориентированную модель ИТ-инфраструктуры, не имея при этом четкой и стройной ИТ-стратегии, отвечающей целям и задачам бизнеса», – сетует Людмила Абламская. Так же легко, по ее мнению, ИТ-консультанту столкнуться с серьезными проблемами при слабо проработанной нормативно-правовой базе или недостаточной организационной поддержке проекта, что чаще всего происходит в государственном секторе.

Иными словами, для того чтобы услуги ИT-консалтинга оказывались на высококачественном уровне, созреть должны и консультанты, и заказчики. Но сам факт расширения сферы применения ИT-консалтинга свидетельствует о том, что рынок взрослеет. По данным директора департамента стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи РФ Олега Бяхова, объем российского рынка информационно-коммуникационных технологий в 2006 году достигнет 1,200 трлн руб. 

Взгляд со стороны

Президент компании «ФОРС – Центр разработки» Алексей Голосов: «ИТ-консалтинг помогает наиболее эффективно использовать информационные технологии в бизнесе» 

ИТ-консалтинг решает вопрос, как при помощи информационных технологий можно достичь наилучших результатов в бизнесе. Сейчас компании вкладывают все больше средств в ИТ, особенно это касается таких отраслей, как телекоммуникации, банковский сектор, электроэнергетика, государственные учреждения. Однако сами по себе средства автоматизации – это только инструмент для организации управления. Эффективность использования данного инструмента в немалой степени зависит от результатов деятельности ИТ-консультантов.

Использование современных информационных технологий требует определенных (и иногда немалых) затрат и порождает ряд вопросов. Как ИТ вписываются в общее информационное пространство компании и соотносятся с ее бизнес-стратегией? Оправданны ли эти затраты, каков срок их окупаемости и степень влияния на рост эффективности бизнеса? Для ответа на эти и другие вопросы требуется объективная взвешенная оценка, которую вряд ли можно получить, используя лишь внутренние ресурсы. Требуется взгляд со стороны, и в этом могут помочь грамотные ИТ-консультанты.

Именно к их услугам обращаются при внедрении ИТ-проектов, что делает сегодня внедренческий консалтинг самой востребованной услугой в стране. Однако ситуация постепенно начинает изменяться. Компании предъявляют все более высокие требования к программным продуктам и сервисам, что вызывает к жизни и новые виды ИТ-консалтинга. Среди них – выработка ИТ-стратегии, построение, оценка и оптимизация ИТ-инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности, ИТ-аудит, стандартизация и унификация используемых программных средств, обучение и сертификация сотрудников.

Еще по теме