Top.Mail.Ru
архив

Искусственный разум для конвейера

Усиление конкурентной борьбы на автомобильном рынке заставляет владельцев российских заводов развивать современные информационные системы, позволяющие гармонизировать сбыт и производство. Компания GM-АвтоВАЗ внедрила SAP. «АвтоВАЗ» предпочел платформу Oracle. «РусПромАвто» делает выбор между SAP, BAAN и Oracle.

 

На следующей неделе с конвейера завода GM-АвтоВАЗ сойдут первые модели внедорожника Chevy-Niva, которые сменят старую «Ниву». С момента возникновения предприятия до появления первых машин прошло 13 месяцев. 1 июля 2002 года, за полтора месяца до начала выпуска внедорожников, на производстве была запущена информационная система SAP.

Различного рода информационные системы (ИС) используются в автомобилестроении с момента изобретения конвейера. Управлять громадными предприятиями без автоматизации учета комплектующих, сбыта и финансов невозможно. На ВАЗе новая машина сходит с конвейера каждые 20 секунд. В 2002 году будет произведено около 754 000 автомобилей и порядка 240 000 машинокомплектов. Количество поставщиков измеряется тысячами, сбытовая сеть состоит из сотен дилеров.

Масштабы СП «GM-АвтоВАЗ» скромнее. Запланированная годовая мощность, на которую завод должен будет выйти к 2005-му, составляет 75 000 машин. Информационной системе руководство завода во главе с генеральным директором Джоном Милонасом уделяло внимание с самого начала. Еще на стадии проектирования управленческие процессы сопоставлялись и накладывались на матрицу будущей информационной системы. «Автоматизаторы» говорят, что в этом смысле ситуация была уникальной: предприятие строилось с нуля, так что систему не надо было вписывать в уже закостеневшие бизнес-схемы. Руководство оказывало им полную поддержку, а менеджеры с готовностью учились работать в системе, видя в этом гарантии стабильности своей карьеры. Семь ключевых модулей SAP было внедрено за девять месяцев, что для России является рекордом оперативности.

 

SAP в три хода

Финансовый модуль SAP является корпоративным стандартом для всех предприятий GM. Однако у российского СП была возможность выбрать иные системы управления. Тем не менее руководство GM-АвтоВАЗ предпочло SAP.

«Не секрет, что GM тратит сотни миллионов долларов на внедрение информационных систем, – говорит Джон Милонас. – В России мы также уделяли большое внимание ИС, так как нам нужно было соединить две непохожие системы управления – GM и «АвтоВАЗа», который выступает пока основным поставщиком комплектующих для будущей Chevy-Niva. Это трудоемкая задача. Без такого инструмента, как SAP, мы не смогли бы объединить наши силы».

Внедрение продуктов SAP на GM-АвтоВАЗ было разбито на три этапа. На первом этапе, закончившемся 1 июля 2002 года, был внедрен финансовый модуль с параллельной отчетностью по российским и американским стандартам. Благодаря этому бухгалтерский баланс закрывается за три дня, как того требует «большой» GM. Модуль контроллинга позволяет получать калькуляцию стоимости машины еще на этапе формирования заказа для каждого дилера. Модуль качества собирает статистику по дефектным комплектующим и позволяет анализировать причины дефектов.

На втором этапе будут устанавливаться отраслевые автомобильные решения. А на третьем – дополнительные решения в рамках программы mySAP.com. По словам Алексея Шлыкова, управляющего директора SAP по странам СНГ и Балтии, решение mySAP.com предусматривает «бесшовные стыки» входящих и исходящих материальных потоков GM-АвтоВАЗа с потоками партнеров, имеющих выход в Интернет.

«Система, работающая на «АвтоВАЗе», также имеет выход в Интернет, поэтому их будет несложно состыковать через Сеть. В результате мы получим классическую схемууправления цепочками поставок, – утверждает Алексей Шлыков. – В зависимости от заявок сбытового канала будет корректироваться объем производства».

Сумма инвестиций в данный проект не разглашается. По сведениям «Ко», стоимость подобных проектов в автомобилестроении колеблется от $700 000 до $3 млн – $5 млн.

 

Два мира – два подхода

Алексей Шлыков говорит, что еще 10 лет назад экономические системы развитого мира и России было трудно совместить. Столь же трудно было состыковать и информационные системы автомобильных заводов. Сейчас ситуация меняется.

На «АвтоВАЗе» работает оригинальная информационная система, которая была разработана еще в советское время. Ее поддерживает и обновляет большая группа собственных программистов. Проанализировав рынок ИС, руководство автогиганта решило остановиться на технологиях, предлагаемых компанией Oracle.

«Последние три года предприятие находится в постоянном режиме реформирования, – говорит директор по информационным технологиям «АвтоВАЗа» Владимир Тихонов. – Мы изучали SAP и BAAN, проводили специальные занятия с руководством завода. Нашим консультантом выступает компания TopSBI. Мы пришли к выводу, что будем вводить новые системы только на тех участках, где это даст нам выигрыш. Сейчас мы внедряем систему управления бюджетированием, планированием и контролем на базе OracleExpressFinanceAnalyzer. До конца года мы должны довести ее до промышленной эксплуатации на корпоративном уровне».

«АвтоВАЗ», не имея возможности начать все с чистого листа, не стал отказываться от прошлых решений и сделал ставку на объединение информационных систем через веб-технологии. Завод создал технологический веб-портал, к которому подключены дистрибуторы от Москвы до Благовещенска.

«Сейчас с помощью этой системы мы ежемесячно поставляем на региональные склады около 25 000 автомобилей, то есть около 40% всех объемов, – рассказывает Владимир Тихонов. – Покупатели имеют возможность отслеживать все стадии производства своей будущей машины с момента ее появления на конвейере».

250 топ-менеджеров «АвтоВАЗа» ежедневно работают с многомерной базой данных, куда в режиме реального времени стекаются все данные из информационных и технологических систем. Более 200 форм отчетности – от аналитических сводок до диаграмм о работе производственных подразделений – могут быть выведены на мониторы руководителей.

 

«РусПромАвто» на перепутье

Руководство московского представительства SAP рассчитывает, что успешный опыт внедрения программы на GM-АвтоВАЗе привлечет внимание компании «РусПромАвто», в которую входят 20 предприятий российского автопрома, в том числе ГАЗ, АЗУрал, а также ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАВЗ, производящие автобусы.

В прошлом году на Братском и Красноярском алюминиевых заводах, входящих в компанию «Базовый элемент», началось внедрение SAP. В то же время на АЗУрале внедрена система BAAN.

По словам исполнительного директора «РусПромАвто» Игоря Калужского, перед компанией действительно стоит задача по выбору единой интегрированной системы. С конвейера ГАЗа ежегодно сходят около 100 000 «Волг» и столько же «ГАЗелей». Информационная система призвана обеспечить прозрачность материальных и финансовых потоков – как для самого завода, так и для управляющей компании. Специалисты компании проанализировали три системы – SAP, BAAN, OracleBusinessSuite 9i – и дали свое заключение. В ближайшее время совет директоров компании должен выбрать одно из этих трех решений.

 

Еще по теме