Top.Mail.Ru
архив

Искусство на сытый желудок

Многие бизнесмены мечтают открыть свой ресторан. Вадим Тухватуллин, владелец строительной компании «ВТ», давно хотел иметь собственный театр. В итоге его мечта сбылась. Но театр «Арт Хаус», созданный предпринимателем, вышел отчасти похожим на ресторан.

 

Вадим Тухватуллин заинтересовался театром, вернувшись в 1984 году в родной Челябинск после девяти лет службы в ВВС. Так случилось, что он вынужден был полгода пролежать в больнице. Там он познакомился с актером Челябинского драматического театра, который настолько увлек Тухватуллина рассказами о театральной жизни, что, встав на ноги, бывший офицер военно-воздушных сил Советского Союза решил полностью изменить свою жизнь.

Он отправился в Москву – поступать в Щукинское училище, но провалился на третьем туре. Поступать в разные театральные институты столицы Тухватуллин пробовал вплоть до 1990 года. Параллельно он работал грузчиком, дворником, актером в небольших студиях, участвовал в качестве художника-постановщика почти в 40 спектаклях. Весной 1990 года 33-летний Тухватуллин наконец-то поступил в училище имени Б. В. Щукина на курс Юрия Любимова. Тогда же он начал и свою карьеру бизнесмена.

На предпринимательском поприще Тухватуллин поначалу занимался торговлей сигаретами – товар он покупал в Москве, а перепродавал в Красноярске. Заработанных $100 000 хватило на запуск нового бизнеса – строительного. Компанию «ВТ» он создал в начале 1992 года. Начинал с ремонта квартир, потом перешел к строительству дач, торговых объектов, был субподрядчиком в проектах жилых многоэтажных домов.

К кризису 1998 года оборот «ВТ» достигал почти $500 000 в месяц, однако после дефолта фирма Тухватуллина оказалась на грани выживания. На возврат долгов ушло два года. «Я не мог поступить со своими партнерами так же, как государство поступило со мной и со многими другими предпринимателями. С тех пор я нашему государству не верю, – сетует Тухватуллин. – Но если за несколько лет до кризиса я чувствовал, что разочаровываюсь в театре, то после кризиса именно искусство стало моим спасением».

В начале 1999 года Тухватуллин поставил «Любовные игры» Гарольда Пинтера с Альбертом Филозовым в главной роли. Спектакль прошел обкатку в Рыбинске, а московскую премьеру режиссер организовал на сцене московского театра «Сатирикон». Тогда же он решил создать собственный театр. Под сценическую площадку он переоборудовал офис своей фирмы. На отделку, обустройство и антураж ушло полтора года. Обошлось это приблизительно в $200 000, однако Тухватуллин надеется вернуть деньги – он уверен, что камерный драматический театр вполне может быть прибыльным предприятием. «Главное – увлечь зрителя, сделать яркую, броскую постановку и создать такую атмосферу, чтобы зритель чувствовал себя комфортно», – поясняет предприниматель. Создать комфортную обстановку Тухватуллин решил так: прямо в зрительном зале он установил 16 ресторанных столиков и предложил посетителям меню с широким выбором блюд.

Идея со столиками в зале не нова – подобное часто встречается в европейских театрах. Правда, приверженцами классической драматургии такой подход воспринимается в штыки. «Если столики служат материалом для решения каких-то режиссерских задач, обыгрываются во время спектакля, то это одно дело, – говорит профессор Российской академии театральных искусств (бывший ГИТИС), пожелавший остаться неназванным, – но если это способ привлечь зрителей, то это не театр, а аттракцион какой-то».

Тухватуллина такое сравнение вряд ли смутило бы. Развитие его театрального проекта шло по плану. Открытие театра «Арт Хаус» состоялось в феврале 2001 года. В репертуаре поначалу было два спектакля по пьесам Гарольда Пинтера с Альбертом Филозовым в главной роли – «Любовные игры» и «Пейзаж».

Первое время театр собирал аншлаги – в основном, за счет друзей и знакомых. Однако спустя два месяца поток зрителей иссяк. Завлечь посетителей Тухватуллин всеми силами пытался почти полтора года. За это время в театре сменилось семь администраторов. Только минувшей осенью, признается предприниматель, с приходом нового администратора Михаила Похваленого, зал «Арт Хауса» перестал пустовать. Одной из заслуг Похваленого стало то, что он наладил отношения с системами бронирования билетов, в том числе с компанией «Партер».

Еще одна сложность – гастрономического рода – возникла почти сразу же после открытия театра. Оказалось, что ресторанное меню не востребовано. Сам Тухватуллин объясняет это тем, что тогда в театры ходила небогатая публика, которая не могла позволить себе заплатить 300 руб. за билет и еще примерно столько же за блюдо. Как бы то ни было, от формата «театр+кафе» Тухватуллин отказываться не стал – в отредактированном меню «Арт Хауса» остались напитки, включая алкогольные, сладости и бутерброды. При этом в цену билета включена и стоимость напитков – сидящим на VIP-местах подают шампанское и вино, остальным – сок и минеральную воду.

Сейчас в репертуаре «Арт Хауса» пять спектаклей, самый известный из них – «Парфюмер» по одноименному роману Патрика Зюскинда с Виктором Авиловым в главной роли. Постоянной актерской труппы в театре нет, Тухватуллин предпочитает работать с актерами по контракту – по такой модели действуют европейские театры.

«Арт Хаусу» пока удается выделяться среди московских театров. «Сейчас в Москве около 40 частных театров, но ниша «Арт Хауса» интересна, особенно для той аудитории, которой важен комфорт и непринужденная атмосфера в зале, – говорит Олег Андреев, руководитель отдела продаж компании «Партер». – Я лично был на «Парфюмере» в «Арт Хаусе». Зал мне понравился. Суеты, которой я опасался в связи с наличием столиков, не было».

Оборот «Арт Хауса» колеблется в пределах $6000 – $8000 в месяц, и этого недостаточно для окупаемости проекта. Постановка одного спектакля обходится театру в сумму от $5000 до $30 000. Плюс приходится оплачивать аренду помещения. «На формирование своего зрителя нужно около пяти – десяти лет, – рассуждает Тухватуллин, – а окупаемость театра приходит после этого еще года через два». Впрочем, столь далекие коммерческие перспективы руководителя «Арт-Хауса» не пугают. По крайней мере до тех пор, пока успешно развивается его строительный бизнес.

Еще по теме