Искусство отнимать

21.06.200400:00

Президентский запрет комментировать «дело ЮКОСа», наложенный после сочувственных высказываний в защиту компании Михаила Касьянова*, был нарушен на прошлой неделе самим его автором. На преодоление дистанции, отделяющий путинское «прекратить истерику» от его же фразы о том, что «правительство не заинтересовано в банкротстве ЮКОСа», ушло менее года. Именно столько времени понадобилось, чтобы вынудить компанию признать абсолютное превосходство власти и окончательно закрепить победу над нелояльным олигархом. Напомним, что увертюрой к боевым действиям против компании в свое время стало острое столкновение интересов ЮКОСа и «Роснефти» по поводу спорных активов и направления новых трубопроводов. Набирающий силу конфликт между BP-ТНК и «Газпромом» развертывается сейчас абсолютно по такому же сценарию. Новый этап борьбы был начат после громкого заявления, сделанного главой Министерства природных ресурсов (МПР) Юрием Трутневым на Санкт-Петербургском экономическом форуме. По словам чиновника, его ведомство начало проверку компаний, владеющих лицензиями на десять крупнейших нефтегазовых месторождений. Позднее появился официальный список «подозреваемых», который включал почти все крупные компании, действующие в нефтяной отрасли России – «РУСИА Петролеум», ТНК-BP, ЮКОС, Shell, ExxonMobil, «Сургутнефтегаз», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Газпром». Однако уже вскоре появились основания говорить о том, что масштабный аудит лицензий, затеянный МПР, с точки зрения военной тактики скорее похож не на «стрельбу по площадям», а на вполне «адресную» зачистку. Поводом для подобного заключения стал отказ МПР от объявленного в рамках данной инициативы судебного разбирательства по поводу Талаканского месторождения с «Сургутнефтегазом». По мнению начальника аналитического отдела банка «Зенит» Сергея Суверова, «Сургутнефтегаз» сумел сохранить лицензию во многом благодаря своему административному ресурсу. «Это политически «правильная» компания, у которой есть деньги на разработку участка», – считает эксперт. На фоне талаканской истории вероятность изъятия лицензии у таких «столпов государственности», как «Газпром», «Роснефть» или ЛУКОЙЛ, становится совершенно призрачной. В результате под прицелом чиновников от экологии остаются частные российские и иностранные компании. И одним из наиболее вероятных объектов атаки среди них является именно BP-ТНК. Последние переговоры между компанией и «Газпромом» о совместном участии в разработке крупнейшего Ковыктинского газоконденсатного месторождения закончились безрезультатно. Первый шаг к конфронтации сделал в начале месяца глава газовой монополии Алексей Миллер, назвавший планы ВР-ТНК на Ковыкте «не соответствующими интересам государства» и обвинивший держателя лицензии «РУСИА Петролеум» в многочисленных нарушениях лицензионного соглашения. Угроза, прозвучавшая в словах Миллера, как следует из последних действий МПР, была отнюдь не пустой.

Камнем преткновения, как и в случае столкновения ЮКОСа с «Роснефтью», стали вопросы контроля над продажами добытого сырья. BP-ТНК с самого начала предполагала сделать проект в основном экспортным, ориентированным на Китай и Корею. «Газпром», формально не имеющий никакого отношения к месторождению, напротив, рассчитывал использовать относительно дешевый газ Ковыкты в России, а на экспорт отправить более дорогой – с якутских месторождений. Поскольку «Газпром» монопольно контролирует всю газотранспортную инфраструктуру, игнорировать его мнение было совершенно невозможно. Предпринятые попытки найти компромисс, однако, результата не дали. Более того, после привлечения экспортной «дочки» монополии «Газэкспорт» к переговорам с корейской стороной ситуация окончательно зашла в тупик. По утверждению представителей корейской KOGAS, российские партнеры под давлением «Газпрома» предложили изменить курс газопровода, протянув трубы через Дальний Восток с выходом на Находку вместо ранее согласованного маршрута через Шэньян в Южную Корею с прокладкой труб по дну Желтого моря. Подобный вариант, по расчетам корейцев, при стоимости проекта в $17,6 млрд будет иметь экономический смысл только в том случае, если Россия согласится снизить расценки на газ на 30% в сравнении с тем, что она предлагает сейчас. В этой ситуации угроза отзыва лицензии по формальным признакам может стать сильным дополнительным аргументом в руках «Газпрома».

В пресс-службе ТНК-BP «К» сообщили, что МПР уже недавно проверяло Ковыкту и «не выявило никаких существенных нарушений» со стороны компании, так как добыча на месторождении должна начаться только в 2006 году, а подготовительные работы ведутся согласно графику. К аналогичным выводам пришли и аудиторы Счетной палаты, закончившие свою проверку «ковыктинского проекта» всего несколько месяцев назад. Впрочем, несмотря на демонстрируемую компанией уверенность, ситуация уже достигла такого накала, что потребовала «пожарного» вмешательства главного акционера British Petroleum. Для поиска компромисса в Россию впервые приедет глава BP лорд Джон Браун. Если английскому аристократу не удастся достичь договоренности, «второго ЮКОСа» России наверняка не избежать.


* признан в России иноагентом