"Ист-Лайн" посадили
НА РЫНКЕ авиаперевозок новый скандал: один из крупнейших операторов рынка - авиакомпания "Ист-Лайн" прекратила регулярные рейсы. Рейсы были временно остановлены с санкции ФСБ. Перед этим спецслужбы тщательно осмотрели офисы авиакомпании, заявив, что "Ист-Лайн" подозревается в причастности к терактам. По словам генерального директора авиакомпании Амирана Куртанидзе, убытки "Ист-Лайна" уже исчисляются сотнями тысяч долларов. Дошло до того, что один из самолетов компании был задержан сотрудниками ФСБ на взлетной полосе Нижнего Новгорода.
Формальным поводом для серии обысков стало так называемое когалымское дело. В мае этого года в Когалыме, на борту самолета, принадлежащего авиакомпании, был найден некий лишний груз весом более 10 тонн, не внесенный в декларацию. Впоследствии Байкало-Амурская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело, признав товар китайского производства контрабандой. Однако в ГТК считают, что "Ист-Лайн" косвенно виноват в контрабандном провозе груза. И пока таможенники претензий к "Ист-Лайну" не предъявляют.
Зато недовольной оказалась ФСБ. По словам адвоката "Ист-Лайна" Всеволода Сазонова, документы изымались и еще по одному уголовному делу - по факту обнаружения в марте в аэропорту Шереметьево самодельных взрывных устройств. Эти обвинения "Ист-Лайн", разумеется, опровергает.
Сразу же после проведения силовых акций на рынке распространились три версии случившегося. Первая основана на участии в конфликте властей Подмосковья, недовольных слишком самостоятельной политикой "Ист-Лайна", который не желает делиться доходами от контролируемого аэропорта Домодедово. В пользу этой версии говорит тот факт, что сразу же после прихода к власти в Подмосковье нового губернатора Бориса Громова в прессе появились утечки об операциях "Ист-Лайна" по выводу своих активов за рубеж.
Вторая версия выгодна самому "Ист-Лайну". По ней действия силовиков инспирированы конкурентами компании на китайском направлении. Намек достаточно прозрачный: под конкурентами, по-видимому, подразумевается фонд примирения и согласия, которым руководит скандально известная Гюльназ Сотникова. Полгода назад фонд, в числе учредителей которого значится Московская патриархия, попытался монополизировать китайское направление авиаперевозок. По слухам, тогда Сотникова заручилась поддержкой весьма влиятельных чиновников и силовиков. Основным противником фонда выступил "Ист-Лайн" - крупнейший перевозчик грузов в Китай. Компания, в свою очередь, предприняла активные ответные действия, начиная от писем в адрес правительства и заканчивая публикацией множества критических материалов. Контратака удалась: об идее Сотниковой на время забыли. Такая отчаянная борьба за китайское направление вполне объяснима, поскольку объем рынка, по некоторым оценкам, составляет более $1,3 млрд. Вполне возможно, что теперь несговорчивость "Ист-Лайна" вышла компании боком. Сам Амиран Куртанидзе заявил, что "подмосковная администрация ни при чем. А вот версия с Сотниковой ближе к истине, но уверенности нет".
Есть и третья версия, выгодная не "Ист-Лайну", а ФСБ. По ней - компания слишком часто нарушала российское законодательство, и теперь пришло время ее "проучить". В силовых структурах уже давно воспринимают "Ист-Лайн" как крупного игрока, который, по словам источника, "не желает играть по правилам". Сами правила, как обычно, не уточняются.