«Истлайн» – конкурент «Аэрофлота» и «Шереметьева»?
Борьба за право называться «воздушными воротами» России, а следовательно, и за деньги десятков иностранных авиакомпаний, доставляющих своих пассажиров в Москву, вышла на новый уровень. Авиакомпания «Истлайн», базирующаяся в арендованном ей «Домодедове», открыла два пассажирских рейса в Германию, еще раз подтвердив свои намерения перехватить у «Шереметьева» статус транзитного аэропорта.
«Истлайн» нельзя назвать новичком на рынке пассажирских перевозок. Компания уже несколько лет организует туристические чартерные рейсы и даже имела пару регулярных внутренних маршрутов (которые, впрочем, были закрыты в самом начале кризиса). По словам директора авиакомпании Амирана Куртанидзе, у «Истлайна» пассажирские перевозки всегда шли плохо (всего 10 тыс. чел. в месяц), и ситуация на сегодняшний день фактически не улучшилась.
«Истлайн» нельзя назвать новичком на рынке пассажирских перевозок. Компания уже несколько лет организует туристические чартерные рейсы и даже имела пару регулярных внутренних маршрутов (которые, впрочем, были закрыты в самом начале кризиса). По словам директора авиакомпании Амирана Куртанидзе, у «Истлайна» пассажирские перевозки всегда шли плохо (всего 10 тыс. чел. в месяц), и ситуация на сегодняшний день фактически не улучшилась.
Напомним, что основным направлением деятельности «Истлайна» традиционно были грузовые авиаперевозки. Силами «Истлайна» в Россию ввозится 52% всех авиагрузов из Китая, 27% - из Турции, 53% - из Италии.
Безуспешность прежних попыток наладить пассажирские перевозки руководство авиакомпании объясняет в том числе и тем, что туристы плохо относятся к «Домодедову». Ликвидировать этот фактор руководство «Истлайна» планирует за счет реконструкции аэровокзала, которая должна завершиться к концу нынешнего года. Кроме того, по информации «Ко», «Истлайн» в ближайшее время приступит к раскрутке имиджа аэропорта. Эти меры должны обеспечить привлечение пассажиропотока на туристические чартеры в Турцию, Италию, Грецию и на регулярные рейсы авиакомпании в Германию (Кельн, Ганновер) и Среднюю Азию (Казахстан, Киргизия). Таким образом, «Истлайн» собирается вступить в прямую конкуренцию с «Аэрофлотом» и «Трансаэро» - крупнейшими российскими авиакомпаниями.
У «Истлайна» действительно есть шанс стать серьезной фигурой на рынке. Во-первых, «Истлайн» может поглотить часть авиакомпаний, базирующихся в «Домодедове» (например, «Внуковские авиалинии», находящиеся на данный момент в весьма тяжелом положении). Подобный опыт у «Истлайна» уже имеется - несколько лет назад она поглотила авиакомпанию «Ориент-Авиа». Во-вторых, основной доход «Истлайн» получает от грузоперевозок, туристического бизнеса, аэропортового хозяйства. Так что компания сможет проводить гибкую тарифную политику на пассажирских рейсах. В-третьих, у «Истлайна» уже есть весьма эффективный аппарат продажи как собственных перевозок, так и билетов на регулярные пассажирские рейсы практически всех основных конкурентов через существующую сеть представительств. Тем не менее важнее лавров пассажирской авиакомпании для «Истлайна», похоже, является статус управляющего международным аэропортом. Так, Амиран Куртанидзе не скрывает, что открытие регулярных рейсов направлено на развитие «Домодедова» как транзитного аэропорта, который согласно планам «Истлайна» станет основным хабом для маршрутов, связывающих СНГ с западными странами.
Отметим, что иностранные перевозчики - как западные, так и из бывших союзных республик - в последние несколько месяцев пристально следят за развитием ситуации в «Домодедове», и многие из них серьезно рассматривают возможность перебазирования в этот аэропорт из «Внукова» и в особенности из «Шереметьева». Глава российского представительства Air France некоторое время назад заявил корреспонденту «Ко», что французская авиакомпания без труда может перейти в «Домодедово», если в этом аэропорту ей обеспечат должный уровень инфраструктуры и обслуживания. По мнению главы представительства Air France, цены, устанавливаемые «Шереметьевом», запредельны, а «Домодедово» сейчас целенаправленно держит самые низкие расценки среди московских аэропортов. Одним словом, для «Истлайна» важна не сама по себе пассажирская авиакомпания, а просто наличие такой позиции в инфраструктуре группы, что свяжет воедино бизнес множества базирующихся в «Домодедове» авиакомпаний России, стран СНГ и ожидающихся в будущем западных перевозчиков. Однако в силе группы «Истлайн» кроется и ее слабость. «Домодедово» действительно в состоянии обеспечить почти любые стыковки по России и СНГ, но западные компании вряд ли смогут работать с малоизвестными региональными компаниями, летающими в Домодедово.
Тем временем, как бы почувствовав дыхание конкурента, буквально в последние несколько недель «Аэрофлот» активизировал работу по соглашениям с западными авиакомпаниями, в частности с Delta, British Airways и Air France. В случае успешного завершения этого процесса иностранные перевозчики окажутся гораздо теснее связаны с «Аэрофлотом», в том числе и по стыковкам рейсов, и тогда их перебазирование в «Домодедово» станет практически нереальным.