Top.Mail.Ru
архив

ИТ для розницы

По уровню автоматизации розничная торговля вышла на второе место среди прочих отраслей, уступив лишь финансовому сектору. Почему это происходит? Что побуждает владельцев сетей вкладывать немалые средства в информационные технологии, объяснил директор департамента MicrosoftBusinessSolutions московского представительства корпорации Microsoft Евгений Воронин.

 

Евгений Воронин рационален. Его кредо: не стоит ждать чуда от высоких технологий. Они всего лишь инструмент для достижения поставленной цели. Но любая технология, в том числе и в торговле, по его словам, начинается с «Подъема несбыточных мечтаний», проходит через «Ущелье несбыточных надежд» и заканчивается на «Плато отдачи». Главное, чтобы на этом пути не потерялась цель.

 

– Какие факторы повлияли на рост информатизации в торговле?

 

– Прежде всего это активный выход на наш рынок западных сетей с отлаженными технологиями ведения бизнеса и экспансия крупных национальных сетей. У этих солидных компаний весьма амбициозные планы по захвату рынка, ради чего они готовы на все. Следовательно, в перспективе конкуренция будет лишь усиливаться, маржа и прибыльность, соответственно, падать. В связи с этим контроль над затратами, увеличение оборачиваемости средств теперь становятся критично важными в этом бизнесе. А умело влиять на эти ключевые бизнес-показатели помогают информационные технологии.

Второй фактор, существенно влияющий на высокий уровень информатизации в торговле, – ее стремительный рост. По оценкам различных аналитиков, этот среднегодовой показатель в отрасли составляет примерно 20 – 25%. Также следует принимать во внимание и активно происходящие процессы укрупнения, консолидации и поглощения. Но экспансия без действенных технологий увеличивает в бизнесе в основном затраты. Поэтому эффективность бизнес-процессов, возможность их тиражирования становится чрезвычайно важной при быстром продвижении, в том числе и в регионы.

Наконец, торговля все больше превращается в рынок не продавца, а покупателя, диктующего свои правила игры. Причем это в равной степени симптоматично и для розницы, и для сетевых ритейловых компаний, формулирующих условия производителям и дистрибуторам. Выигрывают же в этом бизнесе те, кто, лучше зная своих покупателей, предоставляет им более привлекательный сервис и эффективнее управляет их лояльностью.

Розничные сети все увереннее переходят от интуитивного ведения дел к формализации и структурированию бизнес-процессов. Поэтому вопрос «Стоит ли вкладывать средства в автоматизацию?» перед ними уже не стоит. Сегодня главная проблема многих торговых компаний – выработка рациональных критериев, наиболее разумного, взвешенного подхода к решению этих задач.

 

 

– После известного Интернет-бума в конце девяностых наступил определенный спад, а некоторые компании даже разочаровались в ИТ-технологиях…

 

– Отношение к любой новой идее или технологии нередко бывает связано с неоправданно высокими ожиданиями. И когда они не осуществляются, наступает разочарование. Вспомните, как шутливо, но точно подметил это свойство в своих записных книжках Илья Ильф: «Вот уже и радио изобрели, а счастья все нет». Другой источник разочарования связан с тем, что раньше корреляцию между конкурентными преимуществами бизнеса и информационными технологиями мерили неверно: определяли соотношение между объемом инвестиций в ИТ и базовыми показателями бизнеса, такими как оборот, прибыль, рост этой прибыли и т.д. Выходило, что подобная корреляция как таковая отсутствует. И это неудивительно. Более того, выявилась тенденция обратного свойства: сегодня в информационные технологии больше средств вкладывают самые успешные компании, имеющие лучшие в своем бизнесе показатели. Что понятно: интерес представляют не общие объемы инвестиций в информационные технологии, а их качество.

 

 

– Что входит в понятие «качество инвестиций»?

 

– Важно обратить внимание на такие аспекты, как уровень информатизации ключевых бизнес-процессов; управление отношениями с контрагентами, поставщиками и клиентами; информатизация процесса разработки и предоставления услуг и товаров; автоматизация финансового контроля и операционной деятельности; управление цепочками поставок. Также стоит проанализировать уровень информационной структуры, чтобы определить, насколько качественной, стабильной и масштабируемой является информационная система предприятия. Согласно статистике, компании с более высоким уровнем качества информатизации по оборотам растут в среднем на 3,5% эффективнее в сравнении с аналогичными в той же индустрии.

 

 

– На ваш взгляд, что следует автоматизировать в первую очередь?

 

– Главное правило заключается в том, чтобы соблюсти баланс между инвестициями в автоматизацию ключевых бизнес-процессов и в новые технологии. Ключевые бизнес-процессы – это управление финансами, цепочками поставок, отношениями с клиентами и поставщиками, то есть комплексные системы, так называемые ERP-системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий. Новые технологии, как правило, используются в тех областях, где торговые предприятия соприкасаются со своими контрагентами – поставщиками и покупателями.

Если рассматривать поставщиков и логистику, актуальными будут такие современные технологии, как «Синхронизированное планирование спроса и поставок», «Прозрачность и взаимодействие информационных систем контрагентов», радиочастотные метки. В розничном магазине в этот перечень входят электронные помощники и киоски, предоставляющие покупателям информацию о товарах. Также это быстро трансформируемые – в зависимости от потребностей продавца – электронные ценники, электронная подпись, позволяющая быстро рассчитываться за приобретаемые товары.

 

 

– По какому принципу выбирается нужная технология?

 

– RIS News и компания Gartner построили интересную кривую, которая демонстрирует жизненный цикл современных технологий в торговле. По сути, эта кривая отображает жизненный цикл практически любой технологии. Все начинается с подъема, который я бы условно назвал «Подъем необузданных мечтаний». Далее кривая выходит на «Пик несбывшихся ожиданий», плавно сваливается в «Ущелье разочарований», постепенно выходит на «Траверс возродившихся надежд» и на «Плато отдачи». Подобный цикл проживает любая технология.

Для успешного выбора подходящей технологии следует прежде всего определить, к какому типу вы относите свою компанию. Считаете ли вы себя консерватором, который предпочтет внедрять уже апробированные технологии, либо ваша компания – новаторская, желающая внедрять самые современные технологии, выступает в роли некоего подопытного кролика и имеет при этом шанс получить конкурентные преимущества, первой использовав уникальные информационные системы.

По наблюдениям экспертов, большинство компаний пребывает, как правило, посередине. Только после подобного позиционирования имеет смысл проводить последующий анализ: отдачи заинтересовавшей вас технологии в массовом масштабе. Доступных материалов по этой теме немало. Известно, к примеру, что сегодня реально дает отдачу такая технология, как мерчандайзинг. В течение 2 – 5 лет будут выгодны такие технологии, как частные электронные торговые площадки; системы управления отношениями с клиентами и поставщиками; системы, обеспечивающие корпоративную бизнес-аналитику и отчетность; системы радиочастотных меток и другие.

Прежде чем выбирать какую-либо технологию, нужно понять, что необходимо автоматизировать. Самая распространенная ошибка в этой ситуации состоит в том, что решения заказываются под текущие или даже вчерашние задачи. И эти ориентиры быстро оказываются слишком тесными в условиях современного интенсивного роста рынка. Поэтому важно крайне четко, в деталях представить, какой вы видите свою компанию через 5 – 10 лет. Но бизнес-процессы нужно выстраивать и автоматизировать под задачи дня завтрашнего, не забывая про потребности дня сегодняшнего.

 

 

– Что нужно сделать, чтобы не переплатить за автоматизацию?

 

– Объемы денежных инвестиций должны быть достаточными, но этот вопрос в данном случае отнюдь не самый важный. Главное, как уже отмечалось – качество этих инвестиций, поскольку именно это дает возможность создавать потенциально конкурентные преимущества. Но все же полезно знать для ориентира, сколько в среднем инвестируется по отрасли в информационные технологии. Больше всего вкладывает такая отрасль, как телекоммуникации. Розничная торговля по этому показателю находится на втором месте. Стоимость одного автоматизированного рабочего места в случае розницы составляет почти $10 000 в год.

 

 

– Нередко сдерживающим фактором при принятии решения о внедрении новых технологий является необходимость модифицировать уже существующие автоматизированные системы. Есть ли программные средства, позволяющие щадящим образом пережить этот непростой период?

 

– Действительно, сегодняшние бизнес-системы достаточно сложны с точки зрения модификаций. Конечно, любую систему можно поломать, переделать, но, когда речь идет о том, чтобы изменить, это в большинстве случаев сегодня дорого, сложно и чревато ошибками. Требуется разработать так называемый код, что связано с архитектурой существующих программ. При этом и структура данных, и бизнес-логика, да и интерфейс достаточно жестко запрограммированы. Чтобы все это менять, нужны опытные программисты. Microsoftв настоящее время переходит к новой архитектуре приложений следующего поколения, которую мы постепенно внедряем в наших бизнес-системах. Результатом этого станет модульный подход построения информационной системы. Информационную систему сможет изменять даже не программист, а опытный пользователь, знающий потребности бизнеса.

 

 

– Как должен выглядеть магазин, в котором внедрены новейшие технологии?

 

– Магазинов, где сегодня реально использовались бы все самые современные достижения в сфере торговых технологий, пока нет. Но в самом ближайшем будущем они появятся. Все начинается с так называемых «умных» тележек, в которые вмонтировано специальное беспроводное устройство. Каждый клиент получает ее при входе в магазин и идентифицируется соответствующим образом по имеющейся у него специальной чип-карте. Это устройство «узнает» посетителя, безошибочно вспоминает его вкусы и пристрастия и рисует на дисплее схему оптимального движения по торговому залу с учетом размещения тех товаров, которые он чаще всего здесь покупает. Синхронно с маршрутом его следования между стеллажами на этом дисплее могут также высвечиваться сведения о выставленных товарах, о специальных промо-акциях. При этом на полках используются так называемые электронные ценники, информацию на которых можно корректировать мгновенно в зависимости от динамики потребительского рынка.

И у сотрудников магазина, и у покупателей есть беспроводные устройства. Покупатели, используя, к примеру, мобильные телефоны, смогут тут же через Интернет сопоставлять здешние цены со средними по рынку. По аналогии – оснащенные подобными устройствами, продавцы магазина сумеют оперативно получить доступ к базам данных, информации по продаваемым в магазине товарам и быстро, а главное, квалифицированно ответить на любые вопросы покупателей.

И сегодня уже нет сомнений в перспективах использования новейших технологий в современной торговле. Вопрос лишь в том, кто скорее добьется конкурентных преимуществ, оперативно использовав эти достижения на благо своего бизнеса.

 

Советы Воронина

1. Имеют значение не общие объемы инвестиций компании в информационные технологии, а их качество.

2. Надеяться, что какая-либо технология, в том числе информационная, заменит наличие долговременной цели и стратегии движения к ней, наивно. Инструмент в бизнесе имеет смысл применять лишь при наличии ясной, измеряемой, привязанной ко времени задачи и стратегии ее достижения.

3. В информационные технологии больше средств вкладывают самые успешные компании.

4. Сегодня существуют визуальные средства, которые позволяют менять модель данных и моделировать бизнес-процессы. В результате информационную систему может изменять даже не программист, а опытный пользователь, знающий потребности бизнеса.

5. Самая распространенная ошибка состоит в том, что решения заказываются под текущие или даже вчерашние задачи. И эти ориентиры быстро оказываются слишком тесными в условиях современного интенсивного роста рынка.

6. Для успешного выбора подходящей технологии следует прежде всего определить, к какому типу вы относите свою компанию. Считаете ли вы себя консерватором, который предпочтет внедрять уже апробированные технологии, либо ваша компания – новаторская, желающая внедрять самые современные технологии, выступает в роли некоего подопытного кролика и имеет при этом шанс получить конкурентные преимущества, первой использовав уникальные информационные системы.

 

Справка по программным продуктам

Для предприятий сферы торговли партнеры Microsoft поставляют отраслевые решения на базе программных продуктов класса ERP – Microsoft Dynamics AX и Microsoft Dynamics NAV. Сегодня эти решения работают в более 400 розничных сетях и дистрибуторских компаниях России. Среди них «АрбатПрестиж», «Икеа», «Перекресток», «O'Кей», SPAR, «Высшая лига», «Белая дача».

В рейтинге поставщиков комплексных решений для российских оптовых предприятий торговли, по данным аналитического агентства IDC, корпорация Microsoft занимает первое место в мире. На ее долю приходится 56% рынка. В российских розничных торговых компаниях, по данным агентства Market-Visio, бизнес-решения корпорации используют 31% предприятий.

 

Еще по теме