ИТ-импортозамещение — не гонка, а ралли
80% всех предприятий за пять лет должны перейти на российский софт. Такой ориентир поставил премьер-министр России Михаил Мишустин на конференции ЦИПР-2024, которая сегодня стартовала в Нижнем Новгороде. Два года назад здесь же в ответ на бойкот западными вендорами отечественного рынка было решено создать индустриальные центры компетенций (ИЦК) по разработке импортозамещенного ПО. Сегодня в стране действуют 37 ИЦК. Результаты их работы обсудили на пленарном заседании.
Открывая форум глава премьер-министр Михаил Мишустин, подчеркнул, что идея ИЦК позволила объединить усилия разработчиков, производителей и заказчиков. Сегодня Центры реализуют более 150 проектов по интеграции отечественного софта в корпорациях.
«И общий объем финансирования из всех источников сейчас превысил 180 млрд рублей. Кстати, в основном это частные средства. Как я уже сказал, предприниматели осознают важность таких вложений для будущего развития своих предприятий. И хочу поблагодарить наших предпринимателей за их ответственное отношение к делу», — подчеркнул Михаил Мишустин.
Еще более внушительные цифры были озвучены главой правительства по капиталовложениям в цифру: за четыре последних года выросли более чем на 80% — до более 4 трлн рублей. Глава правительства отметил, что за это время затраты на развитие IT-инфраструктуры увеличились на треть — до 1,5 трлн рублей, а на внедрение программных продуктов — в 2,5 раза.
По словам Михаила Мишустина, большинство проектов идут с опережением сроков — 41 завершится уже в этом году.
Металлурги «цифруют» на свои
В числе лидеров по эффективности ИЦК премьер-министр назвал «Металлургию». Этот центр объединяет 18 компаний, среди которых «Алроса», Росатом, «Удоканская медь», Норникель, ВСМПО-Ависма, ТМК, «Северсталь» и другие лидеры отечественного рынка, которые суммарно представляют более двух третей мощностей российской металлургии. Возглавляет ИЦК директор Северстали Александр Шевелев.
В проекте ИЦК «Металлургия» — 12 особо значимых проектов, из них семь находятся в разработке, а пять уже завершены и выходят на стадию коммерциализации и активного внедрения.
«На сегодняшний день мы оцениваем уровень внедрения российских решения на предприятиях отрасли как явно недостаточный — порядка 35%, — сказал председатель совета директоров Северстали Алексей Мордашов. — Хотя многие классы программного обеспечения, которые уже разработаны, потенциально могут войти в категорию значимых объектов критической информационной инфраструктуры».
По его словам, есть три основных направления ИТ-импортозамещения в металлургии:
-
системы управления производством. Шесть проектов с совокупным объемом инвестиций от трех компаний (Норникель, Металлоинвест и Северсталь) в размере 7,8 млрд рублей, в том числе 0, 5 млрд рублей государственного гранта;
-
системы управления активами, ремонтным и техническим обслуживанием оборудования. Один проект стоимостью 1,5 млрд рублей от компании Северсталь;
-
платформы управления цепочками поставок. Один проект объемом 1,5 млрд рублей от Северстали, включая 600 млн рублей грантовой поддержки.
«Несмотря на использование грантов, подавляющее большинство проектов в нашем ИЦК реализуется за счет собственных средств заказчиков. Процент софинансирования составляет около 90%», — подчеркнул Алексей Мордашов.
По словам председателя СД «Северстали», для металлургического ИЦК характерно взаимодействие между компаниями и наличие института созаказчиков.
«Лидирующие компании в ИЦК — это "Норникель", "Металлоинвест" и "Северсталь", которые выступают якорными заказчиками. Но в каждом продукте есть компании-созаказчики. И например, Норникель разрабатывает линейку продуктов для горного кластера, где созаказчиками выступают Алроса, Мечел, Полюс, ОГМК, Фосагро и Еврохим. А система «MES Металлургия» и «Производственное планирование» от Северстали представляет интерес для Евраза, ТМК, ВСМПО-Ависма, ОГМК, ОМК и Мечела”, — отметил Алексей Мордашов.
План и контроль ценообразования
Отчитываясь о темпах реализации проектов, особенно в критически важных отраслях, представители бизнеса рассказали о барьерах, которые возникают на пути импортозамещения.
Сроки, стоимость, и технологические проблемы, которые рождаются при внедрении новых продуктов, крайне болезненны для бизнеса, отметил глава Росатома Алексей Лихачев.
«Мы планировали к 2030 году полностью выйти на технологический паритет, но можем эту работу ускорить», — отметил глава Росатома Алексей Лихачев. Катализаторами импортозамещения он считает три фактора.
Первое — это связанность, в том числе связность тех решений, которые сегодня реализуются как вендорами-разработчиками, так и в рамках ИЦК. По его мнению, платформенный подход, обеспечивающий совместимость всех решений, непреложное условие.
Второе — системность в закрытии пробелов на карте цифровых решений. “Не берусь сказать, нужно ли Минцифре превращаться в цифровой госплан и планировать закрытие этих белых пятен в точные сроки, но определенная координация в работе по заполнению технологических пробелов нужна, — сказал Лихачев. — У нас очень часто возникает ситуация, когда все бегут в одном направлении и получается где густо, где пусто, поэтому определённая плановость и координация, естественно, сроки по белым пятнам абсолютно нужны”.
Согласен с необходимостью межотраслевой координации и президент «Норникеля» Владимир Потанин. Без нее избежать появления лоскутного одеяла ИТ-решений будет достаточно сложно. О рисках этого говорили еще на прошлом ЦИПР.
«Мы с соответствующими министерствами и корпорациями — прежде всего, с Минцифры и Росстатом — пришли к решению о создании единой витрины данных. Для бизнеса это очень удобная форма, но, мне кажется, это уже начинает носить межотраслевой характер, и необходимо создание центра компетенций, который бы эту межотраслевую координацию бы проводил», — подчеркнул Владимир Потанин.
Кроме того, он выразил готовность поделиться результатами собственного импортозамещения с рынком. «Мы приступаем к передаче плодов этой работы в руки независимых вендоров. А в последствии думаем о создании цифровой платформы, к которой могли бы обращаться и пользователи, и вендоры. Это даст возможность, с одной стороны, справедливо делить роялти от реализации ИТ-продуктов, с другой — сформировать запрос на новые разработки. Мы на этой платформе могли бы увидеть более мелких вендоров, которые сейчас пока не видны из-за того, что доминируют крупные заказчики и подрядчики», — рассказа президент «Норникеля».
Он также обратил внимание главы правительства на то, что бизнес зачастую использует самописные решения, которые не всегда должным образом документально оформлены, но по сути и являются примером импортозамещения. Владимир Потанин предложил в тех случаях, когда такое ПО не подлежат коммерциализации и распространению, а работает только в периметре определенной компании, облегчить процесс его лицензирования.
Еще одна просьба бизнеса — рассмотреть возможность амортизации уже установленных систем.
«Есть категория ИТ-ресурсов, по которым железо закуплено, от влияния вендоров мы освободились и способны безопасно поддерживать такого рода системы. Кроме того, часто это (ИТ-решения - прим. Ко) вписаны в серьезные технологические процессы, например, являются частью газопровода или оборудования в аэропорте. И без модернизации или реконструкции всего объекта датчики не заменишь. Поэтому там, где компаниям удастся доказать, что импортное оборудование функционирует безопасно, вероятно, им можно было бы позволить спокойно амортизировать ранее имеющиеся инвестиции», — подчеркнул Владимир Потанин.
Также среди запросов бизнеса — контроль цен на новые ИТ-продукты, так как при дефиците ресурсов и большом объеме спроса есть давление на цены.
Справедливым участники ИЦК считают частичное возмещение затрат на разработки, которые могли бы осуществляться качестве льгот при лицензировании. “Многие компании вкладывают собственные средства, и дальше готовы вкладывать, поэтому было бы справедливо при взыскании платежа за обязательное лицензирование, которые планируется ввести, льготировать компании-разработчиков хотя бы на размер совершенных ими инвестиций”.
В ответ на это Михаил Мишустин заметил, что затраты самого «Норникеля» на разработку профильных ИТ-продуктов составили уже 4,5 млрд рублей.
В целом по мнению Владимира Потанина, импортозамещения в ИТ должно быть похоже не на гонку, а на ралли. «В гонках нужно ехать с максимальной скоростью, чтобы быстрее всех достичь результата. А мы участвуем не в гонке, а в ралли, то есть когда нужно проехать определенный участок в заданном ритме с желаемым результатом. Поэтому мы не скорость измеряем, а прохождение реперных точек», — рассказал президент «Норникеля».