Итальянцы под Псковом

22.10.200100:00

Небольшая, но агрессивная итальянская компания Faber, специализирующаяся на выпуске воздухоочистительных систем, решила открыть производство в России. В начале 2002 года под Псковом начнет работать завод по производству кухонных вытяжек. Faber – первая иностранная компания, кто налаживает в России выпуск подобной продукции.

 

Итальянцам полюбились Великие Луки. В этом городе в Псковской области работают уже несколько итальянских компаний, а теперь к ним присоединилась и Faber, которая создала в Великих Луках совместное предприятие «Фабер-Луки» с российской инвестиционной компанией «Технолизинг». Контрольный пакет акций (55%) будет принадлежать Faber. Должности в совете директоров будут распределяться пропорционально финансовому участию партнеров, но руководить производством станут российские специалисты.

 

«Мы – не отверточники»

Решение открыть производство в России Faber объясняет подъемом российского рынка бытовой техники. Но ограничиваться Россией компания «Фабер-Луки» не будет. «В основном продукция предназначена для российского рынка, но часть ее пойдет на экспорт, в том числе и в страны Европы. Это специально оговорено обеими сторонами», – заявил член совета директоров «Фабер-Луки» Сергей Егоров. По словам Егорова, предполагаемая мощность строящегося завода – более 500 тыс. кухонных вытяжек в год. Сейчас ежегодная потребность российского рынка в кухонных вытяжках, по данным «Ко», составляет немногим более 300 тыс. штук. Поэтому итальянское производство даже с учетом экспорта не сразу заработает на полную мощность.

Faber намерена существенно расширить свое присутствие в России. По расчетам компании, местное производство позволит серьезно снизить расходы, что, в свою очередь, даст итальянцам возможность проводить более агрессивную ценовую политику. В Европе вытяжки делают из немецкого металла, в России же металл в два с лишним раза дешевле. Позиционироваться продукция «Фабер-Луки» будет в секторе low end.

В отличие от других иностранных компаний, открывающих свое производство в России на базе уже существующих предприятий, Faber строит совершенно новый завод. Сумма инвестиций, по данным «Ко», уже составила $5 млн, планируются новые вложения. По словам Егорова, предприятие окупится не раньше чем через пять лет.

Директор по производству «Фабер-Луки» Александр Брюховских рассказывает о заводе: «Мы не собираемся быть «отверточным производством» – на нашем предприятии будет реализовываться до 90% производственного цикла».

 

Под разными именами

«Фабер-Луки» делает ставку на сочетание европейского качества и агрессивной ценовой политики. «Мы планируем производить продукцию на итальянском оборудовании и по разработкам Faber – с точки зрения технологии производство ничем не отличается от европейского. Продукция будет соответствовать стандарту качества ISO 9001. Так что наши кухонные вытяжки должны быть конкурентоспособными», – подчеркивает Егоров. Розничная цена вытяжек не превысит $40. По расчетам компании, новая продукция найдет своего покупателя во всех регионах. Как заявил Егоров, если даже Faber не удастся «штурм» российской столицы и крупных городов, то периферия будет завоевана наверняка. «Далеко не все готовы платить за вытяжку $100, а цены, предлагаемые нами, устроят многих», – подчеркнул он.

На первом этапе Faber хочет просто выйти на рынок – создать сеть сбыта и познакомить пользователей с новым брэндом. Окупать вложения компания планирует потом. «При необходимости цены могут быть снижены. Мы работаем на перспективу», – уточняет Егоров.

Изделия «Фабер-Луки» будут выведены на рынок под малоизвестным в России брэндом Faber. Между тем техника этой фирмы уже продавалась в стране под другими брэндами, в том числе под торговыми марками Siemens и Electrolux. Как пояснил Егоров, возможно, другие компании и впредь будут получать продукцию завода, чтобы продавать ее под собственными брэндами – такова политика Faber.

Директор московского представительства компании Kaiser Павел Логинов считает, что такой шаг жизненно необходим: «Иначе их предприятие не окупится. Продать большое количество вытяжек под маркой Faber в России просто невозможно – этот брэнд у нас почти не известен, и продавцы с ним практически не работают».

 

Цена решает не все

Первая партия продукции ожидается в январе будущего года, но вытяжки уже были показаны на выставке «Евроэкспо магазин», прошедшей в Москве в начале лета. Эти образцы вдохновили конкурентов на мрачные прогнозы относительно будущего компании. «Думаю, они не смогут эффективно конкурировать с аналогичной продукцией, производящейся непосредственно в Италии. Если же продукция великолукского завода будет позиционироваться как отечественная, то шансов получить широкий рынок сбыта у нее немного», – заявил один из ведущих менеджеров представительства компании Ardo в Москве, пожелавший остаться неназванным. По его мнению, в будущем низкая цена кухонных вытяжек перестанет играть определяющую роль на рынке. Главное – это качество товара и хорошее сервисное обслуживание. Доля дешевых брэндов на рынке сокращается, их место занимают брэнды средней ценовой категории. Более того, сейчас в России появилась мода на хорошие кухни, а значит, потребность в дорогой технике (например, в вытяжках каминного типа) будет расти. Впрочем, как полагает представитель Ardo, продукция «Фабер-Луки», безусловно, найдет свою нишу. Российский рынок бытовой техники сейчас на подъеме, и места на нем хватит всем. Однако на позиции Ardo, равно как и на положение других компаний, появление нового игрока не повлияет.

Разделяет скептицизм коллеги в отношении отечественной продукции и Сергей Титов, брэнд-менеджер компании «Алеко» – ведущего продавца бытовой техники Санкт-Петербурга: «Отечественной техники на рынке мало. Мы работаем только с иностранными поставщиками, которые завозят готовую продукцию». Однако Титов считает, что продукция совместного предприятия может оказаться вполне конкурентоспособной. «В вытяжке главное – ее «начинка». Если она будет итальянской, если не будет допущен брак при сборке, то этой продукции можно открыть зеленый свет. Faber – компания, хорошо зарекомендовавшая себя за рубежом», – полагает Титов. Многое зависит от того, как будет позиционироваться продукция «Фабер-Луки». Титов согласен с менеджерами Ardo, которые считают, что при выборе такого товара, как вытяжка, цена не играет доминирующей роли. «Вытяжки приобретают не самые бедные люди, и для них главное – соотношение цены и качества», – утверждает брэнд-менеджер «Алеко».

Другого мнения придерживается Павел Логинов. По его наблюдениям, продукция эконом-класса (кухонные вытяжки стоимостью от $40 до $80) все еще является наиболее востребованной. В прошлом году продажи Kaiser в этой ценовой категории составили около 30 тыс. штук (в этом году планируется продать 40 тыс. единиц продукции), тогда как вытяжек средней ценовой категории ($150 – 250) было продано в два раза меньше.

 

Faber из Фабриано

Итальянская компания Faber, основанная в 1955 году, – один из ведущих производителей воздухоочистительного оборудования в мире. Компания входит в четверку лидеров на этом рынке, деля «призовые места» с соотечественниками – компаниями Best, Тurbo и Elika. Все они размещаются в итальянском городе Фабриано. Кроме двух заводов в Италии Faber имеет производства в Турции, Китае, Индии, Испании, Аргентине, Швеции и Франции. Компания производит более 2 млн изделий в год, продавая в Европе более 150 моделей вытяжек. Объем продаж Faber в 2000 году составил $250 млн. 75% продукции идет на экспорт, а на внутреннем рынке доля Faber составляет около 65%. Faber и три другие итальянские компании продают продукцию не только под своими брэндами, но и делают ее для «монстров» бытовой техники – Merloni, Siemens, Bosch, Electrolux.