Иван из-за рубежа

Дело государственной важности

Свыше 95% всех оборотов финского рынка телекоммуникаций находится в руках одного оператора - концерна Sonera Corporation, более 50% акций которого принадлежат государству.

В конце марта финская Sonera вывела на рынок новую услугу Sonera Ivan - так называется прямая связь между Москвой и странами Европы и Америки.

Проект стал возможным благодаря вводу в эксплуатацию оптико-волоконного кабеля,

История Sonera Corporation началась в 1994 году, когда финское министерство почтовой службы и телекоммуникаций создало две акционерные компании. Почта досталась Finland Post Ltd., а оператором рынка телекоммуникаций стал Telecom Finland Ltd. На тот момент обе компании находились в полной собственности государственного холдинга PT Finland Oy.

В результате телекоммуникационного бума компании связи стали расти как грибы. Несколько лет назад в Финляндии было зарегистрировано рекордное число подобных компаний - около 800. Затем начавшийся процесс консолидации урезал количество игроков телекоммуникационного рынка до 47. Но лидером среди них осталась Sonera.

Telecom Finland Ltd. сменил свое название на Sonera в 1998 году. Причины была проста: на маленьком финском рынке компании стало тесно. Все население Финляндии насчитывает 5 млн человек - столько же живет в Санкт-Петербурге и его пригородах. Сегодня в Финляндии охват населения мобильной связью достиг 65% - это самый высокий показатель в мире. Стоит отметить, что такими рекордными цифрами мобильные операторы Северной Европы обязаны своей специфике. В этих обширных по европейским меркам государствах мало населения, а их рельеф изрезан фьордами и озерами, что серьезно затрудняет прокладку автомобильных дорог и линий связи. В таких условиях многие пользователи отказываются от фиксированной связи, отдавая предпочтение мобильному телефону. Не менее охотно в Северной Европе прибегают к Интернету. В конце 1999 года в Финляндии на тысячу жителей приходилось около 130 подключенных к Интернету компьютеров. Это пятый показатель в мире.

В конце 90-х бурный рост финского рынка телекоммуникаций начал замедляться. В частности, это выразилось в том, что конкуренция между операторами мобильной связи сконцентрировалась на предоставлении новых услуг. В этой ситуации экспансия за рубеж стала логичным продолжением политики компании. Смена направления продиктовала и смену названия. Telecom Finland, перестав быть исключительно финским оператором, стал именоваться Sonera.

Сегодня филиалы и дочерние компании Sonera работают в 14 странах. СП Sonera с местными операторами мобильной связи появились в Турции, Венгрии, Ливане, США и странах Балтии. В России Sonera пока ограничилась покупкой пакета акций ведущего питерского оператора - "Северо-Западного GSM". Наибольшего же успеха финская компания добилась в Турции. В прошлом году оборот оператора мобильной связи Turcell составил $8,2 млн. Turcell обслуживает примерно 67% всех зарубежных абонентов Sonera. связавшего Москву и Санкт-Петербург.

Финский слон - лучший друг русского слона

В конце марта Sonera официально объявила о предоставлении новой коммерческой услуги, которая позволяет установить прямую связь между Россией, Европой и США. Эта услуга получила экстравагантное название Sonera Ivan. Этот проект Sonera стал возможным благодаря вводу в коммерческую эксплуатацию оптико-волоконного кабеля, связавшего Москву и Санкт-Петербург. По словам президента Sonera Carrier Networks Йакко Невалинна, теперь сетевая инфраструктура финского оператора охватывает пространство от Москвы до Нью-Йорка. Таким образом, связь на всем протяжении от начального до конечного пункта обеспечивается одним оператором.

Услуга Ivan адресована в первую очередь операторам связи - таким, как "Глобал Один", "Совинтел" и "Комбеллга". Ее преимущества заключаются в том, что теперь операторы наложенных сетей для установления связи, к примеру, между Москвой и Нью-Йорком будут работать только с одним оператором, а не с двумя-тремя.

К своему ближайшему соседу - России Sonera присматривалась давно. Операторской деятельностью в нашей стране финская компания начала заниматься в 1994 году. Однако работать на нашем рынке финнам непросто. Карл Геуст, директор Sonera, отвечающий за координацию деятельности компании в России, отметил, что работу Sonera в нашей стране затрудняют специфические особенности. Среди этих особенностей Геуст назвал отсутствие повременной оплаты в местных телефонных сетях.

Тем не менее 150 млн российских жителей, пусть даже и не располагающие большими деньгами, заставили осторожных финнов пойти на риск. Компания приступила к прокладке оптико-волоконного кабеля между Хельсинки и Санкт-Петербургом. Коммерческая эксплуатация этого кабеля началась в 1996 году, а сам кабель получил наименование FRL (Finnish-Russian Line). Не остановившись на достигнутом, Sonera продолжила строительство своей кабельной сети. В 1999 году компания связала оптоволоконным кабелем Москву и Санкт-Петербург. Новый кабель был назван FROG (Finnish-Russian Optic Gateway) и вступил в коммерческую эксплуатацию в марте этого года. По словам Светланы Власовой, генерального директора ЗАО "Сонера Рус", являющегося российским представительством Sonera, на создание линии связи между Москвой и Питером было затрачено $30 млн. Кабель подвешивался на опорах ЛЭП, поэтому партнерами Sonera выступили те российские энергетические компании, через "зону влияния" которых прошла новая линия - "Ленэнерго", "Новгородэнерго", "Тверьэнерго" и "Мосэнерго".

С вводом в строй новых кабелей Sonera стала вторым в России после "Ростелекома" оператором, который предоставляет свои кабельные емкости для международного трафика (о ситуации на российском рынке дальней связи см. "Ко" №12 от 3 апреля 2000 года). С маркетинговой точки зрения проект финской компании пока видится довольно рискованным. Как известно, мощности уже построенных в России магистральных линий связи загружены едва ли наполовину. Без резкого сокращения тарифов рассчитывать на повышение загрузки магистральных ВОЛС (волоконно-оптических линий связи) не приходится. Но демпинговать Sonera не намерена. По словам директора по продажам Sonera Carrier Networks в России Мартина Талбота, цены финского оператора будут конкурентоспособными, но не самыми дешевыми на рынке.

Серьезной проблемой являются и такие неприятные явления, как вандализм и банальное воровство кабеля. На некоторых участках подвесные линии связи практически не защищены, чем и пользуются злоумышленники. Кабель срезают километрами. Воры не гнушаются ничем - ни медью, ни оптическим волокном, ни даже стальными проводами. Защиты от вандализма практически нет, и единственное средство противодействия этой напасти - резервирование линий и ускорение ликвидации последствий. По словам Светланы Власовой, компания ведет переговоры об аренде каналов других российских операторов в качестве резервных.

Услуга по предоставлению магистральных емкостей получила название Sonera Ivan. На вопрос "Ко", чем было вызвано такое решение, представители фирмы отшутились, заявив, что у западных европейцев слово Ivan рождает три ассоциации: "мужественный", "сильный" и "Россия". Одним из первых клиентов новой услуги стал российский оператор Golden Telecom. Точная сумма сделки между Sonera и Golden Telecom не разглашается, но, по некоторым данным, стоимость 15-летней аренды обойдется российскому оператору $30 млн.

Третьим будешь?

Зимой московская телекоммуникационная общественность активно обсуждала тему возможного появления третьего столичного оператора мобильной связи, работающего в стандарте GSM. Sonera упоминалась в числе главных претендентов на получение этой лицензии. Сейчас эти пересуды поутихли, однако ставить крест на такой перспективе рановато. Не стоит забывать, что более 50% всего оборота концерна Sonera приходится на мобильную связь. Население Финляндии обеспечено сотовой связью практически полностью, так что Sonera вынуждена искать новые рынки для экспансии. Маркетинговые исследования развивающихся рынков показывают, что на первом этапе мобильная связь охватывает 3 - 5% населения. То есть, по самым оптимистичным прогнозам, мобильная связь в России в ближайшее время должна охватить от 5 млн до 7 млн человек. Далее прирост абонентов замедлится.

У финского оператора есть шансы вклиниться на московский сотовый рынок, опираясь на собственные финансовые ресурсы. Sonera сможет демпинговать и работать себе в убыток год или два, обеспечив тем самым приток новых "девственных" абонентов и переток клиентов уже существующих сетей. Но, по сведениям "Ко", Sonera еще не сформировала собственного лобби, и в этом вопросе она отстает от действующих московских сотовых компаний. Хватит ли у "горячих финских парней" решимости пойти на такое сложное и рискованное предприятие без лоббистской поддержки?