Top.Mail.Ru
мнения

Ивент-бизнес уходит в провинцию

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Пока московский рынок ивент-услуг стагнирует, в регионах не хватает отелей из-за возросшего спроса на деловые мероприятия. Бум наметился не только на курортах Кубани, но и в Калининграде, где найти место под большой летний форум уже сейчас проблема. Участники рынка связывают это с закрытием границ и потребностью компаний заново сплотить разобщенные на удаленке коллективы.

После вынужденного годового простоя на рынке заметно оживление и летом можно ожидать настоящего бума офлайн-событий. Предстоящий рост затронет многие сегменты отрасли: от городских фестивалей и праздников до корпоративных выездов.

В Национальной ассоциации организаторов мероприятий подтверждают, что у участников рынка с марта фиксируется рост запросов со стороны коммерческих заказчиков на проведение именно офлайн-событий или ивентов гибридного формата, где значительная часть гостей принимает участие лично, а часть — онлайн.

«Почти все запросы мы получаем на проведение классических традиционных офлайновых мероприятий. В первую очередь мы видим спрос на крупные деловые конференции и клиентские мероприятия. Уже месяц мы не получали запросов на онлайн-проекты, как было в конце 2020 года. И, что еще более удивительно, количество текущих запросов и проектов в разработке в апреле у нас больше, чем было в аналогичном периоде до пандемии», — говорит Игорь Полонский, руководитель агентства Director’s Cut.

Многие регионы уже столкнулись с нехваткой мест размещения из-за возросшего спроса, в том числе на деловые мероприятия. Рост спроса из-за закрытых границ наблюдается не только на курортах Краснодарского края, но и в других регионах. В частности, на рынке много запросов в Калининград, и по факту на некоторые даты лета уже не хватает мест расселения для мероприятий с большим количеством участников.

По словам Игоря Полонского, треть их проектов в работе — это деловые и клиентские мероприятия в регионах России, но не в Москве. «При этом мы никогда не специализировались именно на MICE-форматах, поэтому такая тенденция в нашем агентстве показательна. Буквально все наши постоянные и потенциальные заказчики в той или иной мере хотят провести мероприятие в других регионах России», — поясняет эксперт.

При этом туристически развитых регионов, где хотя бы частично сняты ограничения на проведение деловых и развлекательных событий, до сих пор очень мало. Во многих из них ограничения на проведение мероприятий более строгие, чем в Москве.

Однако многие ориентируются на крупные официальные мероприятия. Заявления об их проведении формируют общий настрой, что возобновления жесткого локдауна не планируется. К примеру, в апреле пройдет чемпионат Европы по футболу в Санкт-Петербурге, в июне там же — Петербургский международный экономический форум, широкая программа планируется в Нижнем Новгороде в рамках предстоящего 800-летия города. В Свердловской области на этот год запланировано 37 крупных деловых событий, а репетиция парада 7 мая будет носить открытый характер и на нее допустят зрителей.

Определенным спасением для рынка является и старт летнего сезона с возможностью проводить мероприятия на открытом воздухе, где легче соблюдать эпидемиологическую безопасность.

«Рынок сейчас очень осторожен, однако тенденция на восстановление очень явная. Сейчас большой спрос на мероприятия на открытом воздухе — спартакиады, интеграции брендов в городские массовые мероприятия. Бренды целый год не проводили никаких офлайн-активностей и сейчас готовы максимально интегрироваться в проекты с широкой аудиторией», — считает Мария Абдрахимова, руководитель НАОМ-Урал и исполнительный директор Be Brand Advent.

Возросший спрос спровоцировал и восстановление рабочих мест — ивент-агентства активно возвращают персонал и набирают команду специалистов с новыми навыками, актуальными для гибридных событий.

«Сейчас во главу угла встала экспертиза: знание не только ивент-технологий, но и диджитал-механик. Очень важны софт-скилы: коммуникционные навыки, вариативность и гибкость мышления, возможность комплексно решить максимальное количество HR-задач клиента. Прошлый год стремительно ускорил развитие технологий. Чтобы выделяться из информационного потока, предлагать нестандартный контент и актуальные механики, мы прокачиваем «насмотренность». Поэтому программа обучения сотрудников расписана на полгода вперед», — говорит Мария Абдрахимова.

Однако о полном восстановлении рынка говорить пока не приходится — весь 2020 год многие компании фактически «проедали» свои запасы и финансовые подушки, не имея при этом возможности для работы.

«За год мы провели много преобразований для сокращения расходов: отменили премиальные и бонусные выплаты, сократили расходы на обучение, бытовые потребности, сменили офис на чуть более дешевый. Для нашей компании кризис еще далеко не закончился — существует множество кредитных обязательств, отсроченных налоговых взносов и задолженностей поставщикам. Рынок только-только активизируется, и пройдет еще много месяцев, пока мы сможем выйти на те финансовые показатели, которые были в конце 2019-го — начале 2020 года. Однако мы смогли сохранить наш штат в полном объеме, и сейчас настало время, для того чтобы постепенно возвращать докризисный уровень доходов наших сотрудников. На первом этапе мы стали возвращать бонусную систему, но изменили ее так, чтобы все доплаты полностью зависели от выработки и объемов задач конкретного сотрудника», — поясняет Игорь Полонский.

Кроме того, вынужденный переход на удаленку способствовал изменению восприятия корпоративных ивентов не только как способа «развлечься», но и как инструмента для решения задач по коммуникациям внутри коллективов. По словам экспертов, многие компании в период пандемии столкнулись с проблемой разобщения и потерей горизонтальных связей внутри компании, из-за чего падает эффективность работы.

Поэтому большинство из них стали планировать не единичные события, а долгосрочные проекты в гибриде. Это связано в том числе с расширением форматов использования диджитал-каналов коммуникации: мессенджеров, стрим-платформ, социальных сетей. Поэтому на смену точечным мероприятиям в корпоративном сегменте, как и в маркетинге, приходят комплексные коммуникационные проекты.


Станислав Грушевский — пресс-секретарь Национальной ассоциации организаторов мероприятий

Еще по теме