Из пепла «Электроники»
Торговая сеть «М.Видео» готовит наступление на нижний ценовой сегмент рынка телевизоров. Главным конкурентным преимуществом компании в этой битве станет уже забытый советский бренд «Электроника». Для летней промоакции «М.Видео» заказала у компании Rolsen партию телевизоров под этой маркой. «Это пока разовый заказ, – говорит коммерческий директор «М.Видео» Михаил Кучмент. – Но если результаты акции будут положительными, то в дальнейшем мы будем развивать наши отношения с Rolsen в этом направлении».
Бренд «Электроника» достался Rolsen в 2003 году вместе с воронежским заводом «Видеофон». Это предприятие было создано в 1987 году по заказу НПО «Электроника» – разработчика и производителя одноименных советских магнитофонов. В 1996 году, после акционирования, завод перешел на сборку телевизоров под марками «Рубин», JVC, LG и Rolsen. Тремя годами позже 17,7% предприятия приобрел московский завод телевизоров «Рубин», который в 2000-м полностью перенес свое производство в Воронеж. В ноябре 2003 года «Рубин» передал свою долю в «Видеофоне» компании Rolsen Electronics, которая и контролирует «Видеофон» сегодня.
По словам Михаила Кучмента, идея реанимировать бренд «Электроника» появилась спонтанно. В «М.Видео» было решено усилить свои позиции на рынке недорогих телевизоров, и компания обратилась к Rolsen с просьбой произвести партию дешевой техники. В Rolsen сразу же отказались производить дешевые модели под своим брендом, который позиционируется в среднеценовом сегменте. Кучменту предложили использовать бренд Magnovox, но ему эта идея пришлась не по душе. Тогда руководство Rolsen и вспомнило о своих правах на «Электронику».
Любопытно, что «М.Видео» не стала размещать заказ на собственном заводе «Арсеналъ», владеющем брендом «Сокол». «Rolsen предложила нам выгодные условия, – объясняет Кучмент, – да и детали для телевизоров уже были в наличии на складе и ожидали своего часа. Обещаю, что цены на телевизоры «Электроника» будут агрессивными». Впрочем, не исключено, что даже агрессивные цены не помогут ритейлеру привлечь покупателей к новой продукции. «Все будет зависеть от того, как «М.Видео» преподнесет «новый старый» бренд потребителям, – говорит управляющий партнер компании BrandLab Moscow Александр Еременко. – Если под ним будут продаваться точно такие же модели, что и у конкурентов, то у «Электроники» нет шансов. Но если превратить ее в нишевый продукт с четкой концепцией – например, придумать дизайн под старый телевизор с тумблерами и массивным переключателем каналов, – то часть ностальгирующего населения и прогрессивная молодежь купит такую вещь».
По мнению Эдуарда Полякова, генерального директора компании «Полар», у столь крупной сети магазинов, как «М.Видео», должен быть дешевый бренд, который будет соответствовать нуждам определенной категории покупателей. Поэтому решение руководства сети кажется ему логичным.
Реанимацией советских брендов бытовой электроники в России занимаются немногие. На память приходит разве что завод «Рубин», в 2004 году признавший производство телевизоров нерентабельным. Также можно вспомнить итальянскую Candy Group, которая в 2005 году за 15 млн евро приобрела кировский завод «Веста», производящий стиральные машины под маркой «Вятка».