Из пункта А в пункт В
На протяжении многих десятилетий в каждом учебнике по математике для средней школы публикуются задачки про поезда, следующие из пункта А в пункт В. Для кого-то с последним школьным звонком эти задачи уходят в безвозвратное прошлое, а для кого-то становятся ежедневными, да еще и усложняются уже не арифметическими, а вполне себе жизненными ситуациями. Таким путем идет уже более двадцати лет выпускник транспортного отделения МГИМО, президент компании "DPD в России и СНГ" Сергей Круглов.
По запросу "служба доставки" поисковые системы выдают десятки сайтов и сотни негативных отзывов. У любой службы доставки - от курьерской, доставляющей письма и книги, до крупной компании, обеспечивающей транспортировку грузов, - найдутся тысячи недовольных клиентов. Курьер приехал не вовремя/не приехал; груз потеряли/потеряли документы; операторы не отвечают/хамят... Претензий масса, и все они, как правило, однотипные. Больше всего достается небольшим фирмам, организующим курьерскую доставку для конечного клиента. Но и у крупных компаний, работающих в основном в сегменте b2b, есть свои сложности. Однако в ближайшее время "монстры", уже решившие принципиально важные задачи в сегменте b2b, готовы предложить решения и для b2c, тем самым заново поделив уже почти сложившийся рынок.
В новый формат
Сейчас в России работает чуть меньше десятка больших компаний - отечественных и зарубежных, доставляющие крупные грузы, посылки и документы по всей стране и за границу. В их числе DPD, DHL Express, "СПСР-Экспресс", Pony Express, "Деловые линии", "Автотрейдинг", ПЭК.
Рост популярности интернет-магазинов стал одной из причин развития коммерческих служб доставки, но уже в несколько ином сегменте - не сколько для бизнеса, сколько для конечного покупателя (так называемая работа на последней миле).
"В 2003 г., когда интернет-магазин Ozon.ru только начинал свою работу, доставлять покупки по адресам было фактически некому, - рассказывает операционный директор компании "О-курьер" Константин Желтышев. - Крупные компании по организации доставки уже пришли на российский рынок, но их услуги стоили слишком дорого для конечного клиента. Поэтому Ozon все пришлось организовывать самостоятельно. Сначала курьерская служба была частью магазина, позднее она выделилась в отдельную структуру холдинга и получила название "О-курьер".
Еще более узкая ниша, освоенная бизнесменами совсем недавно, - это экспресс-доставка. Хотя такая услуга заявлена на сайте любой курьерской компании, фактически срочной доставки ни у кого не было. "Если говорить о рынке услуг по доставке в целом, то у нас множество конкурентов, в том числе крупные международные компании, - признает учредитель Dostavista Михаил Александровский. - Но вот в сегменте срочной доставки де-факто мы единственные. "Монстрам" сложно, да и невыгодно организовывать доставку в считанные часы, а специализированные игроки пока не спешат появляться". По оценкам участников рынка, "последняя миля" - низкомаржинальный бизнес. "Для Москвы, чтобы выйти на самоокупаемость, нужно получать не менее 500 заказов в день, а для прибыльности - от 500 до 1000. Тогда это может стать рентабельным", - поясняет Константин Желтышев.
И тем не менее рынок услуг по доставке посылок и грузов сформирован. "К настоящему времени рынок в достаточной степени консолидирован, лидеры определены, - констатирует коммерческий директор DPD в России Леонид Зондберг. - Крупные компании прошли этап создания инфраструктуры - построили терминалы и офисы в ключевых городах, запустили регулярные маршруты между ними, обеспечили контроль за прохождением посылок с помощью современных IT-систем. При этом наиболее эффективными оказались инвестиции в развитие наземной сети доставки, по которой можно надежно перевозить любые отправления - от конвертов до паллет. Мелкие игроки пользуются крупными сетями или развивают нишевые сегменты, например внутригородскую доставку".
Кто-то возит большие грузы и далеко, кто-то маленькие и совсем рядом. Но рынок не стоит на месте. Пройдя путь от внутренних служб доставки и "серых" схем (посылки через проводников за наличные), он готов к новому витку развития. И что окажется действеннее в борьбе за клиента - глобальный опыт крупной компании или мобильность маленьких, еще предстоит выяснить.
Проложить путь
В середине 1990-х в РФ стали появляться коммерческие службы доставки. "Почта России" уже тогда не вызывала доверия у бизнеса, и первым конкурентом госкомпании стала германская DHL, вышедшая на наш рынок еще до распада Советского Союза. Правда, занималась она в основном доставкой документов из-за границы и обратно. Поэтому, когда в начале 1990-х появился частный бизнес и возникла необходимость отправлять какие-либо грузы по России, ниша, прежде занимаемая государственной организацией "Союзметтранс", оказалась свободной.
Первой - практически сразу после развала СССР - грузоперевозками внутри страны начала заниматься компания "Армадилло", основанная несколькими партнерами, в их числе бывшим сотрудником "Союзвнештранса" Сергеем Кругловым. Страна сотрясалась в социальных и политических конвульсиях, и без того недостаточная инфраструктура стремительно ветшала без крепкой хозяйской руки, юридические обязательства и договорные отношения были почти фикцией. Кроме того, граждане предпочитали передавать грузы с проводниками поездов и через знакомых, но уж никак не переплачивать коммерческой почте. Однако не все грузы можно было отправить с проводником или доставить до места на корпоративной "Газели".
"Практически первыми заинтересовались поставками из-за границы нефтяные компании, хотевшие инвестировать в новое оборудование, - рассказывает президент DPD (ЗАО "Армадилло Бизнес Посылка") Сергей Круглов. - Возить крупные грузы никто не брался, поэтому, если находились компании, соглашавшиеся довезти оборудование, заказчики без разговоров оплачивали любые накладные расходы". Маржинальность этого бизнеса была высокой, опыт работы имелся, поэтому, вложив небольшое количество личных средств, Сергей Круглов затеял собственное дело. "К крупному оборудованию обычно прилагалось некоторое количество некрупных, но очень ценных коробочек, - добавляет предприниматель. - Перевозить их поездом по РФ было долго, удобнее самолетом. Так мы освоили авиаперевозки".
В 1992 г. его компания организовала в Шереметьево службу содействия таможенной очистке, и необходимые документы стали оформляться чуточку быстрее. Тогда же были заключены и первые договоры с авиакомпаниями. Уже через два года "Армадилло" возила нефтяное оборудование, каждый раз изыскивая новые подходы к РЖД и чиновникам: детально прописанные на долгий срок договоры еще не практиковались. А в конце 1994 г. произошло разделение железных дорог бывшего СССР, которые до этого времени по инерции считались общими. "Как раз в это время у нас случился большой проект - нужно было доставить заказчику крупное оборудование, - вспоминает Сергей Круглов. - Требовался спецконтейнер. Но Россия не выпускала его со своей территории, опасаясь, что ценное имущество не вернется, в Казахстане отказывались пускать его на железную дорогу, мотивируя это тем, что тяжелое сооружение ее испортит. Тогда нам пришлось гарантировать российской стороне возврат спецконтейнера, а в Казахстане построить 5 км железной дороги и еще 15 км починить". Именно тогда Сергей Круглов задумался о том, что перевозка небольших, но важных и дорогостоящих грузов может быть бизнесом более прибыльным. И два года спустя компания полностью переключилась на доставку посылок.
Тем временем на рынке стали появляться и первые конкуренты. Так, в 2001 г. заработала "СПСР-Экспресс". "Прежде чем принять решение об организации компании экспресс-доставки, мы тщательно изучили рынок, как российский, так и международный, ознакомились с опытом западных компаний не только в России, но и за рубежом, - рассказывает Владимир Солодкин, основатель и генеральный директор "СПСР-Экспресс". - Затем проанализировали всю собранную информацию и убедились, что именно Россия является большим потенциальным рынком для экспресс-доставки, далеким от насыщения. Отправной точкой в формировании бизнес-плана нашей компании стали потребности потенциальных клиентов. Пожалуй, нам было даже проще, чем компаниям, которые уже имелись на рынке и работали с устоявшимися технологиями, ведь мы все делали с нуля, выверяя каждый шаг и выстраивая правильную стратегию".
Детали, случайности и закономерности
"Разница между компаниями - в организации процесса доставки, - отмечает Сергей Круглов. - Мы работали следующим образом. Машина забирала заказы, везла их в распределительный пункт, и ночью посылки на автотранспорте небольшого размера отправлялись в разные города. Наш транспорт уходил и приходил точно по расписанию. Большинство других компаний ждало наполнения большого трейлера, и только потом он отправлялся в путь".
В 1998 г. в офис "Армадилло" пришел факс от шведской почты - она задумала экспансию в Россию и искала партнера. Шведы готовы были инвестировать в развитие несколько миллионов долларов. В августе, в самый разгар переговоров, в стране случился дефолт. Но в DPD кризис 1998 г. вспоминают с благодарностью. Шведы тогда не ушли (и правильно сделали), а российские бизнесмены стали быстро учиться экономии. И в первую очередь экономии на отправке грузов и посылок. "Если до этого наши клиенты были нашими конкурентами, то есть сами на корпоративном транспорте доставляли свои грузы, то теперь они посчитали, сколько стоит гонять полупустую машину, и пришли к нам, - поясняет Сергей Круглов. - Кризис дал отрасли хороший импульс к росту".
Зарубежное партнерство требовало полной прозрачности всех схем: и доставок, и оплаты. Компания поменяла название на "Армадилло Бизнес Посылка" и полностью перешла на безналичный расчет.
Позднее выяснилось, что концепция шведских почтовиков, с которой они планировали местный бизнес, в России мало применима. "Шведы строили модель доставки в границах Москвы, и за один день, - рассказывает Сергей Круглов. - Но даже после кризиса компании организовывали такие доставки самостоятельно, и не на следующий день, а в течение дня. Кроме того, были не готовы расплачиваться по безналу. Тогда мы решили организовывать маршруты между городами. Сначала между Москвой и Санкт-Петербургом, потом стали работать с Нижним Новгородом и Воронежем".
Бизнес набирал обороты. Но чтобы выйти на безубыточность, компании требовалось не менее трех лет, прибыльности можно было ожидать лет через пять. Такой проект шведской почте оказался не по силам, и в 2004 г. она вышла из бизнеса.
В это время Россией заинтересовалась французская почта. Она завершила сделку по покупке германской DPD и была готова развиваться дальше. Geopost совместно с турецкой компанией Yurtici Kargo разделили риски, выкупили долю шведов в "Бизнес Посылке" (сумма сделки не раскрывается) и вложили еще в развитие компании. "В основном это были инвестиции в IT", - уточнет Сергей Круглов. В 2007 г. компания провела ребрендиг и стала называться "DPD регион Россия и СНГ".
Сейчас объем отечественного рынка услуг по доставке посылок и грузов составляет порядка 1 млрд евро. Но в секторе b2b значительного роста уже не прогнозируется. Сейчас компания развивает рынок экспресс-доставки в сегменте b2c, сформировавшемся вокруг e-commerce. Там много небольших игроков, но для успешного освоения сегмента не хватает самой малости - разрешения Федеральной таможенной службы (ФТС) упростить процедуру растаможивания посылок стоимостью до 1000 евро для физических лиц. До сих пор частные операторы беспошлинно могли возить отправления стоимостью до 200 евро. И так получилось, что конкуренты DPD здесь смогли получить фору.
Все за "последнюю милю"
"Последняя миля", то есть доставка посылки непосредственно клиенту, с развитием интернет-торговли стала лакомым куском для доставочных компаний любой величины. Растет не только число российских интернет-магазинов. Популярные мировые торговые площадки переводят свою информацию на русский язык, соответственно растет количество заказов из-за рубежа. До недавнего времени большая часть товаров из-за границы заказывалась через "Почту России": да, долго, есть риск потерять посылку, но это был единственный оператор, который мог возить физическим лицам посылки стоимостью до 1000 евро без оформления таможенной пошлины. Чем обернулась эта монополия, всем известно: в апреле 2013 г. "Почта России" буквально "захлебнулась".
ФТС решилась на эксперимент: нескольким частным операторам было предложено перевозить посылки из-за рубежа на тех же условиях, что и у "Почты России". Сама по себе инициатива ФТС прекрасна и полезна. Но вот только к участию в эксперименте допустили лишь нескольких избранных компаний, например "СПСР-Экспресс" и Boxberry, что, по сути, является дискриминацией. 14 сентября эксперимент благополучно завершился. Получить комментарии от его участников не удалось, в пресс-службе "СПСР-Экспресс" отметили лишь то, что "никаких льгот у компании нет".
С 31 октября стартует новый эксперимент ФТС по применению электронных средств таможенного оформления. Суть его такова. До эксперимента привезти клиенту из-за границы посылку стоимостью до 200 евро можно было по упрощенным процедурам растаможивания, то есть такие посылки вносились в один список, и оператору не приходилось собирать какие-либо дополнительные документы на каждую посылку. "С посылками стоимостью от 200 до 1000 евро формально все было также, но требовалась пассажирская таможенная декларация, - объясняет Сергей Круглов. - Таможенный брокер должен был получить эту декларацию, это значит, клиент должен был сходить к нотариусу, заплатить деньги, оформить документ и передать его брокеру. Кроме того, нужно было взять выписку из банка, что оплачен такой-то товар на такую-то сумму. Все это долго и стоит денег. С 31 октября таможенные декларации можно будет не оформлять. Прямо в интернет-магазине клиент сможет согласиться с публичной офертой и оставить свои паспортные данные. Это в разы упрощает перевозку посылок из-за границы. Если эксперимент пройдет успешно и нововведение приживется, это будет мощнейшим стимулом для роста электронной коммерции в стране".
По оценкам аналитиков, рост электронной коммерции в этом году составит 25-30%, поэтому в компании приложат максимум усилий, чтобы принять участие в эксперименте. "Компании, поучаствовавшие в эксперименте ФТС, уже получили конкурентное преимущество", - считает Сергей Круглов.
По оценкам игроков, работающих на "последней миле", сейчас это низкомаржинальный бизнес. Поэтому до сих пор он не интересовал крупные компании. Теперь на рынке все может круто измениться, для этого имеется несколько предпосылок. На фоне замедления роста сектора b2b крупные игроки вынуждены выходить в другие сегменты, например в b2c. ФТС может создать для частных операторов все условия для налаживания быстрой и простой доставки посылок из-за границы с учетом опыта построения логистики. Крупные операторы без особых для себя затрат освоят "последнюю милю". Время малого бизнеса на "последней миле", похоже, подходит к концу. В бой пойдут "старики".
Что такое DPD
Название: "DPD в России и СНГ"
Год основания: 2004
Акционеры: "DPD в России и СНГ" объединяет две компании - ЗАО "Армадилло" и ЗАО "Армадилло Бизнес Посылка"; 50% принадлежит GeoPost и 50% Yurtici Kargo
Финансовые показатели: оборот за 2012 г. - 5 млрд руб.
Конкуренты: "EMS Почта России", DHL Express, "СПСР-Экспресс", Pony Express, "Деловые линии", "Автотрейдинг"