Из России с идеей

 

История становления любой крупной IT-компании изобилует скандалами – будь то Microsoft или Apple. Все они рано или поздно сталкивались с обвинениями в присвоении чужих идей. «В марте прошлого года корпорацию Microsoft признали виновной в нарушении двух патентов, принадлежащих VirnetX. В результате Microsoft пришлось выплатить $200 млн за урегулирование этого инцидента», – приводит пример генеральный директор SecurIT Алексей Раевский. В конце 2010-го производитель телефонов Nokia обвинил Apple в нарушении прав на 13 патентов. По мнению Nokia, продаваемые в Европе iPhone, iPod и iPod Touch нарушают права ее интеллектуальной собственности. Если вина Apple будет доказана, то корпорации грозят многомиллионные штрафы.

Синица в руках
«Нет ничего удивительного в том, что крупные компании стремятся использовать любые идеи, позволяющие им увеличивать доходы. Даже наличие патентной защиты, как правило, не может гарантировать изобретателю соблюдение его прав», – признает Алексей Раевский. Есть и более легальный, нежели банальное воровство, способ: получить новые идеи в собственность за небольшую – по сравнению с возможными прибылями в дальнейшем – плату. По этому пути как раз и решила пойти Cisco, недавно завершившая прием заявок в рамках своего конкурса «Премия инноваций Сколково». «За сутки до того, как в конце дня 15 февраля прекратится прием идей на конкурс «Премия инноваций Сколково», эта совместная инициатива компании Cisco и фонда «Сколково» получила 2000 заявок», – отметил представитель Cisco.
Однако мало кто из претендентов на победу задумывается о том, что, подписываясь под проектом, они фактически отказываются от прав на собственные разработки. «В случае с конкурсом Cisco все идеи, содержащиеся в поданных заявках, являются собственностью организатора конкурса. Поэтому участники могут надеяться только на приз, участвовать каким-то образом в дальнейшем развитии своей идеи, в том числе финансово, практически нет шансов,  – отмечает Алексей Раевский. – Для Cisco это является неплохим способом, сделав небольшие вложения, использовать пусть и изрядно поизносившийся, но тем не менее еще на что-то годный российский технический интеллектуальный потенциал». «Увеличение капитализации с помощью мозгов и их выкачки – тоже по сути бизнес, причем далеко не низкомаржинальный», – подтверждает коммерческий директор ООО «Сумма Телеком» Василий Семенов. «Согласен, именно так и происходит (выкачивание интеллектуальной собственности из России. – Прим. «Ко».). В результате может получиться так, что большая часть продукции, полученной с помощью нашей разрекламированной «Силиконовой долины», окажется собственностью западных компаний», – делает неутешительный вывод юрист «Инвесткафе» Олег Малкин.


Из п.8.1 правил конкурса инноваций «Сколково»:
«Участник предоставляет компании Cisco ее отделениям, партнерам, дочерним компаниям и их правопреемникам и агентам глобальную, постоянную, безотзывную, не требующую отчислений и полностью оплаченную неисключительную лицензию на все Права Участника на интеллектуальную собственность»


Лукавая традиция
Как удалось выяснить «Ко», Cisco далеко не первый раз «повышает свою капитализацию» за счет «заимствованных мыслей». «Вся история развития Cisco – это история присвоения и последующего интенсивного маркетинга чужих идей», – отметил на условиях анонимности представитель крупной российской IT-компании. Все началось в 1984 году, когда супружеская пара Леонард Босак и Сандра Лернер покинула стены Стэнфордского университета и основала Cisco Systems. Главным продуктом компании тогда стал IP-маршрутизатор, который перенаправлял компьютерный трафик из одной сети в другую. Это устройство позволяло ранее несовместимым компьютерам сообщаться между собой, даже если они использовали разные сетевые протоколы. Примечательно, что при создании этого продукта Леонард Босак позаимствовал и доработал идеи другого сотрудника университета – Вильяма Иджера, начавшего работу над данным проектом значительно раньше. Но супругам не удалось удержаться в этом бизнесе: с ними поступили примерно так же, как они когда-то со Стэнфордским университетом. Инвестор Cisco Systems миллиардер Дон Валентайн вскоре назначил директором Джона Моргриджа и фактически «выдавил» семью из компании. В итоге инвестор получил перспективный проект, прибыль которого сейчас превышает $2 млрд в год.
В Россию Cisco пришла в 1995 году. Но и у нас в стране она не забывает о своих «традициях», поддерживая перспективные кадры, идеи которых в дальнейшем можно превратить в звонкую монету. В частности, Cisco активно развивает в России глобальную программу сетевых академий, как говорится на сайте компании, «способствующую росту квалифицированных IT-кадров». В РФ действуют 157 таких учебных заведений, в которых обучаются 4858 студентов. Если прибавить к этому еще 2000 заявок, поданных в рамках конкурса «Премия инноваций Сколково», получается весьма неплохая «ресурсная база» для дальнейшего коммерческого внедрения идей российских специалистов.

«Убедить» инвестора
Многие из опрошенных «Ко» экспертов говорили о том, что государству нужно контролировать отток интеллектуальной собственности из страны и участие в высокотехнологичных проектах иностранцев. «По моему мнению, необходимость таких ограничений очевидна. Ведь ограничена же на территории России деятельность иностранных банков и страховых компаний. Если государство вкладывает в этот проект деньги (Сколково. – Прим. «Ко»), необходимо контролировать ситуацию», – подчеркнул Олег Малкин.
Парадоксально, но задуманный для накопления знаний и развития науки центр «Сколково» поддерживает проект американской компании Cisco, направленный, наоборот, на выкачивание идей из страны, а исполнительный  директор Cisco Павел Бетсис даже может стать руководителем иннограда.