Из России с любовью

Ленинградская область уверенно лидирует среди субъектов Российской Федерации по числу крупных инвестиционных проектов. Транснациональные гиганты вроде Philip Morris, International Paper, Ford Motor построили или готовят к открытию свои производства именно в этом регионе. Недавно список иностранных инвесторов пополнился еще одним мировым лидером: американская компания Caterpillar запустила первую очередь своего нового завода в городе Тосно. При этом в отличие от традиционной практики зарубежных компаний на российском рынке продукция Caterpillar ориентирована отнюдь не на местного потребителя.

Пробный шар

История производственной деятельности Caterpillar на российских просторах началась в 1994 году, когда при участии Кировского машиностроительного завода было создано СП "Невамаш". На арендованных у санкт-петербургского предприятия площадях наладили выпуск комплектующих для строительной техники. Продукция "Невамаш" отправлялась на сборочные заводы Caterpillar в Западной Европе и Скандинавии.

Впрочем, схема СП перестала устраивать партнеров уже через два года. Участники событий предпочитают не комментировать размолвку, но логично было бы предположить, что СП с Кировским заводом изначально воспринималось американцами лишь как "неизбежное зло", необходимое в специфических условиях постперестроечной России. Разобравшись, что к чему, и наладив ориентированное на экспорт производство, Caterpillar предпочел вести выгодный бизнес самостоятельно.

Как бы там ни было, в 1996 году американцы выкупили свою часть акций, и ЗАО "Невамаш" прекратило существование. Бывший партнер превратился в заурядного арендодателя (кстати, несмотря на размолвку, вплоть до открытия нового завода на Кировском оставались часть оборудования и отдел логистики), а российское руководство Caterpillar приступило к поискам собственной промплощадки.

Хлебосольный Хабаров

Из множества вариантов (до 30 действующих предприятий и до 10 участков под застройку) американцы выбрали 24 гектара леса на окраине райцентра Тосно. Выбор был продиктован близостью к транспортным коммуникациям: трасса Е 95, железнодорожная ветка и морской порт, возможность подключения к системе городского коммунального хозяйства и, наконец, приятное соседство с местным старожилом - заводом бытовой химии "Эра-Тосно-Хенкель". Кстати, в области бытует устойчивое мнение, что именно немцы порекомендовали американцам главу тосненской администрации Ивана Хабарова как человека, с которым "можно иметь дело".

Действительно, проблем со стороны местного руководства не возникло. Напротив, при непосредственной поддержке Хабарова ООО "Катерпиллар Тосно" - предприятие со стопроцентным иностранным капиталом, зарегистрированное взамен вышеупомянутого ЗАО "Невамаш", арендовало участок, заключило инвестиционное соглашение с обладминистрацией, спроектировало и построило завод. Причем все эти события уложились в два с половиной года - с 1 сентября 1997-го по 1 марта 2000-го. Сроки, если вспомнить о легендарной отечественной бюрократии, рекордные.

Хабарова вполне можно понять. Иностранцы не только позволяют своим российским партнерам "наращивать объемы производства и обновлять ассортимент выпускаемой продукции", но и создают новые рабочие места, активно помогают в социальной сфере. "Тот же Caterpillar договорился с местным ПТУ о подготовке кадров для своего завода в Тосно, спонсирует праздничные мероприятия, много тратит на благотворительность", - поделился с корреспондентом "Ко" глава тосненской администрации. Но главное, по мнению Хабарова, в том, что взаимовыгодное сотрудничество с иностранными инвесторами улучшает деловую репутацию района и области. "Каждый удачный проект, реализованный на нашей земле, должен привлечь новых зарубежных партнеров", - считает Хабаров.

В режиме наибольшего благоприятствования

Вернемся, однако, к тосненскому проекту Caterpillar. На сегодняшний день, освоив 95% первоначальных инвестиций (около $50 млн), американская компания создала современный завод ежегодной производительностью 14 тыс. т крупногабаритных деталей для сборки строительной техники: бульдозеров, экскаваторов, грейдеров. Экспорт продукции на сборочные предприятия Caterpillar в Бельгии, Германии, Швеции принесет "Катерпиллар Тосно" порядка $64 млн уже в текущем году. Во всяком случае, именно такая цифра фигурирует в бизнес-плане, послужившем основой для инвестиционного соглашения с администрацией Ленинградской области. Примечательно, что уже в первый год работы завод фактически окупит инвестиции и начнет получать прибыль, не облагаемую, кстати, соответствующим местным налогом. Согласно областному закону об инвестиционной деятельности, принятому в июле 1997 года, инвестор освобождается от налогов на имущество, на прибыль, а также от отчислений в дорожный фонд "на период фактической (с учетом предоставляемых льгот) окупаемости инвестиций (но не превышающий срок окупаемости, предусмотренный проектом перед началом инвестирования)". По словам Гилберта Холмса, таковой период истекает лишь в 2004 году. А дополнительный двухлетний срок после окупаемости проекта, в течение которого предприятие, инвестировавшее не менее 300 млрд руб., также полностью освобождается от налоговых выплат - соответственно в 2006-м. Кстати, если верить тому же бизнес-плану, годовой доход "Катерпиллар Тосно" составит в 2006 году $257 млн.

Таким образом, можно предположить, что в течение ближайших шести лет местный бюджет не будет получать с Caterpillar ни копейки. Впрочем, как уже было сказано, администрация на американцев не в обиде: высокооплачиваемые (по местным меркам) рабочие места, щедрая благотворительность...

Техника или запчасти?

Caterpillar Inc. (США) - мировой лидер в производстве строительной и горнодобывающей техники. В 1999 году объем продаж компании составил $19,7 млрд (для сравнения: у ближайшего конкурента, японской Komatsu - $6,7 млрд). В настоящее время на более чем 60 заводах компании, расположенных в различных странах мира, занято свыше 60 тыс. человек. По данным российского представительства компании, объем продаж техники и комплектующих, произведенных американской компанией в РФ в 1999 году, увеличился по сравнению с 1998 годом, однако не достиг уровня 1997 года, когда было реализовано продукции на сумму $100 млн.

Помимо производства комплектующих на экспорт бизнес-планом компании "Катерпиллар Тосно" предусматривалась и сборка на мощностях завода "отдельных видов землеройной и строительной техники": в тексте указаны 8 моделей, планируемых к производству для нужд российского рынка. Оговорены проектная мощность (до 1500 единиц в год) и объем дополнительных инвестиций в организацию и расширение сборочного производства (в совокупности около $15 млн). По словам Гилберта Холмса, выпуск техники в Тосно может быть освоен не ранее второй половины 2001 года, причем для начала сборка ограничится двумя

В настоящее время потребности отечественного рынка строительной и землеройной техники можно примерно оценить в 25 - 30 тыс. единиц: на балансах российских строительных организаций на 1 января 2000 года числилось примерно 50 тыс. бульдозеров и экскаваторов, около 45% из которых выработали отпущенный им срок службы. За истекшее десятилетие объемы производства этой техники отечественными заводами снизились более чем в шесть раз: с 32 тыс. единиц в 1991 году до 5 тыс. в 1999-м. моделями - предположительно это будут бульдозер D6R и экскаватор "320". "Модельный ряд и объем производства окончательно определятся по результатам маркетинговых исследований", - подчеркнул Холмс.

Казалось бы, самое время помочь российским производителям в деле удовлетворения покупательского спроса на дефицитную технику. Беда лишь в том, что при всех достоинствах бульдозера Caterpillar его средняя цена - $125 тыс., в то время как отечественный аналог обходится покупателю примерно в $50 тыс., то есть в 2,5 раза дешевле.

Исходя из этой нехитрой посылки, российские строители и дорожники предпочитают обходиться доморощенными машинами или покупать импортные на вторичном рынке. Благо специализированные сайты Интернета и страницы печатных изданий изобилуют предложениями подержанной техники по доступным ценам.

Освоив производство на месте и сэкономив на таможенных и транспортных расходах, американцы рассчитывают снизить отпускные цены примерно на 30%. Однако и в этом случае бульдозер от Caterpillar останется почти вдвое дороже отечественного. Возникает резонный вопрос: стоит ли вкладывать средства в развитие производства, плоды которого не будут пользоваться устойчивым спросом? Ответ, как уже было сказано, предстоит получить в ходе маркетингового исследования. В любом случае сомневаться в заверениях Холмса, что "Caterpillar пришел в Россию всерьез и надолго", не приходится. Хотя бы потому, что организация аналогичного производства где-нибудь в Европе обошлось бы компании существенно дороже.