Из рук в руки

Скандинавские и немецкие инвесторы будут стремиться получить контрольные пакеты в российских сотовых компаниях. А вот в нашу глубинку иностранные инвесторы не пойдут – при нынешних тарифах традиционные операторы связи им не интересны. Областные «Электросвязи», не принадлежащие сегодня никому, уже завтра могут стать интересными для российских ФПГ.

 

Основных инвесторов в российский телеком можно разделить на три категории. Первая – это международные инвестиционные фонды. Из крупных фондов, действующих в России, следует упомянуть AIG Brunswick Millennium Fund, U.S. Russia Investment Fund (управляющая компания – Delta Capital Management), ING Group (управляющая компания в России – Baring Vostok Capital Partners) и «Ренессанс-Капитал». Вторая категория – это крупные международные финансовые институты такие, как ЕБРР, МФК и другие. В частности, ЕБРР инвестировал средства во владивостокского оператора сотовой связи, компанию НТК. В третью и самую крупную категорию входят стратегические инвесторы – как западные, так и российские.

Группа стратегических инвесторов, в свою очередь, делится на три подгруппы. Во-первых, это крупные западные национальные операторы связи. Наибольшую заинтересованность к российской связи проявили немецкие и скандинавские компании. Так, норвежская Telenor владеет пакетом акций «Вымпелкома», шведская Telia и финская Sonera инвестируют в проект «МегаФон» (питерский холдинг «Телекоминвест», представленный в Москве компанией «Соник Дуо»), а немецкая Deutsche Telekom – в МТС. Во-вторых, это относительно небольшие операторские компании – люксембургская Millicom (входит в группу Kinnevik) и американская MCT Corp., которые сконцентрировали свои усилия на российском рынке. И, наконец, третья «разновидность» стратегических инвесторов российской связи – отечественные финансово-промышленные группы, наибольшую активность среди которых сегодня проявляет «Альфа-групп».

 

Аппетит зависит от трубы

По мнению вице-президента аналитического управления компании «Ренессанс-Капитал» Андрея Брагинского, западные стратеги будут стремиться к увеличению своих долей в российских компаниях. «Любому стратегическому инвестору интересен контрольный пакет акций – это их долгосрочная цель. Telenor заинтересована в контрольном пакете «Вымпелкома», а Deutsche Telekom – в контрольном пакете МТС», – говорит Брагинский. Что же касается региональных компаний, то их инвесторами, по мнению Брагинского, должны стать отечественные ФПГ. «Российским ФПГ нужно диверсифицировать капитал, построенный на нефти. Вложения в телеком – хороший вариант для диверсификации. Это касается и ФПГ, действующих на федеральном уровне, и местных региональных олигархов. Иностранцам региональные предприятия телекома не столь интересны – они недешевы, а иностранные инвесторы весьма чувствительны к стоимости компаний. Кроме того, у иностранцев масса возможностей для инвестирования в разные страны. У россиян таких возможностей нет. В то же время отечественные инвесторы менее чувствительны к стоимости компаний и к политическим рискам: российские ФПГ адаптированы к условиям местного рынка – более того, они в состоянии влиять на ситуацию в регионах. Но не стоит забывать и о том, что «аппетиты» российских инвесторов зависят от цен на нефть. При снижении цены на нефть «аппетит» пропадает мгновенно, поскольку денежные потоки российских инвесторов сразу сокращаются», – сказал Брагинский.

 

Два мира – два тарифа

Сегодня отечественная связь разделена на два сегмента. Первый сегмент – это традиционные государственные операторы проводной связи, чьи тарифы жестко регулируются государством. Второй – «альтернативные операторы», тарифы которых ничем не ограничены. В этом сегменте работают компании, владеющие наложенными сетями («Комстар», «Комбеллга» и другие), а также сотовые операторы и Интернет-провайдеры.

Операторам первой группы принадлежит 87% всей инфраструктуры, однако в денежном исчислении обороты обоих сегментов сегодня примерно равны. При этом альтернативные операторы очень интересны для инвестиций, а вложения в традиционных операторов – дело практически безнадежное.

По мнению управляющего директора московского представительства компании AIG Brunswick Capital Management Ивана Родионова, инвестиции в традиционных операторов будут лишены смысла до тех пор, пока не будет решен вопрос о тарифной политике. «Существующие тарифы (средний доход от абонента $2 –2,5 в месяц) не покрывают даже себестоимости. По консервативным оценкам института «Гипросвязь», для нормальной работы телефонной компании средний счет должен равняться хотя бы $4,5 в месяц. По более реалистичным с точки зрения бизнеса оценкам McKinsey, для поддержания связи на современном уровне ежемесячно с абонентов необходимо собирать $12. Фактически государственные компании связи проедают те инвестиции, которые были сделаны в начале 1990-х. А консолидация отрасли, начатая недавно «Связьинвестом», финансовому оздоровлению не поможет, – считает Родионов. – Правда, консолидация создает иллюзию роста. Но этот рост обеспечивается главным образом за счет портфельных инвесторов. Нынешние маленькие компании никому не интересны, но с ростом ликвидность их акций существенно повысится. Купив акции раздробленных «Электросвязей» сегодня, портфельные инвесторы через год, когда процесс реструктуризации организационно завершится, смогут получить прибыль в 30 – 40%, а то и больше».

«Сейчас эти «Электросвязи» никому не принадлежат. Государство – плохой собственник, а миноритарные акционеры не играют никакой роли. В этих условиях «Электросвязи» принадлежат менеджерам, которые, не будучи акционерами, отнюдь не заинтересованы в повышении стоимости компаний. Когда у «Электросвязей» появится настоящий хозяин, это будет хорошо прежде всего для самих компаний», – считает Брагинский.

По мнению одних аналитиков, руководству Минсвязи просто не хватает политической воли для осуществления серьезных перемен в телекоммуникационной отрасли. Другие высказываются более радикально: «Министр связи Леонид Рейман сам является косвенным владельцем крупной компании сотовой связи. В связи с этим судьба фиксированной связи волнует его очень мало».

 

Куда ветер дует

Ответ на вопрос о том, в какой сегмент российской связи будут вкладывать средства инвесторы, очевиден. Управляющий директор AIG Brunswick Capital Management Бенджамин Вилкенинг считает, что потенциал альтернативных операторов очень высок: «Наложенные сети, сотовая связь, интегрированные услуги – очень привлекательный сектор для финансовых рынков. Это доказано тремя успешными размещениями акций российских компаний на Нью-Йоркской фондовой бирже – «Вымпелкома», «Голден Телеком» и МТС. Проект «МегаФон» тоже может вскоре либо выйти на публичные рынки, либо получить деньги от прямых финансовых инвесторов».

С ним согласен и Андрей Брагинский: «Сейчас для «Телекоминвеста» актуальна консолидация активов «МегаФона» как компании – процесс консолидации уже запущен. Возможно, «МегаФон» пойдет по тому же пути, что и МТС с «Вымпелкомом» – обе эти компании имеют западного стратегического инвестора и сильного российского инвестора».

Другой перспективный сегмент – дальняя связь. «Если ничего не изменится, и Россия пойдет по пути других европейских стран, которые проводили либерализацию рынка телекоммуникаций, то через два-три года практически безраздельная монополия «Ростелекома» на международную и междугородную связь в России должна быть нарушена. Это не означает передела собственности – сети связи так и останутся в собственности «Ростелекома», но его обяжут сдавать в аренду мощности и подключать всех желающих на одинаковых условиях. Это же касается и ведомственных сетей МПС и РАО «ЕЭС России», – говорит Родионов.

Еще один сегмент – IP-телефония интересна своей низкой себестоимостью, но серьезное развитие этого сектора начнется только после либерализации рынка дальней связи.

И, наконец, очень перспективны различные виды широкополосного доступа, в первую очередь – кабельное телевидение. Что же касается некогда сильно разрекламированных Интернет-проектов, то новых денег от инвесторов им придется ждать еще долго. Говорит генеральный директор компании «МТУ-Интел» Николай Репин: «Согласно некоторым экспертным оценкам, для развития рынка электронной коммерции необходимо, чтобы уровень проникновения Интернета составлял 30%. Это подтверждается практикой – сегодня более 90% всех денег на российском рынке Интернета зарабатываются в сфере предоставления услуг доступа. Поэтому в течение нескольких лет вкладывать деньги в провайдеров доступа будет выгоднее, чем в контентные проекты».