Top.Mail.Ru
крипта

Из тени в свет перечисляя

Илон Маск одним из первых разглядел криптовалютное будущее. Фото: ТАСС Илон Маск одним из первых разглядел криптовалютное будущее. Фото: ТАСС

Криптовалюты получают все большую популярность и у спекулянтов, и у крупных долгосрочных инвесторов, и как средство платежа. Последнему способствовала не только пандемия коронавируса, но и постоянное ужесточение антиотмывочного законодательства в банковской сфере как в России, так и за рубежом.

Трудности переводов

«У меня есть зарубежная недвижимость, которую я сдаю вполне официально, с уплатой всех налогов. В один чудесный день я обнаружил, что мой счет в западном банке, куда и поступали платежи за аренду, заблокирован,— рассказал на условиях анонимности один вполне успешный и легальный предприниматель.— Банк хотел убедиться, что я — это я, и затребовал кучу справок: с места жительства, с работы с указанием дохода и прочее. Пришлось все это собирать, заверять апостилем, покупать билет и лететь в Европу разговаривать с банком. Стоило мне это порядка тысячи евро. Вот и задумался я, а не получать ли мне теперь платежи за аренду биткоинами?»

Нельзя сказать, что криптовалюты стали мощным каналом перекачки незаконных средств — основная часть «черного капитала» по-прежнему идет через классические банки. И все же пандемия с ее локдаунами, запретами на перемещения между странами, а порой и между кварталами подстегнула интерес к новому способу платежей у людей самой разной степени законопослушности. Потребности же широкой публики обратили на него внимание и классических финансовых структур.

Настоящим информационным взрывом еще в прошлом году стало заявление платежной системы PayPal о намерении предоставить возможность оплаты наиболее популярными криптовалютами товаров и услуг в ряде стран уже в 2021 году. Конечно, платеж в магазине не будет осуществляться непосредственно биткоинами или эфирами. Платежная система будет онлайн конвертировать криптовалюту в «фиатные» деньги и уже их переводить магазину. Аналогичные разработки ведут сейчас и VISA с MasterCard.

В апреле платежная компания Venmo, принадлежащая PayPal, объявила о запуске в своем мобильном приложении новой опции — торговли четырьмя наиболее популярными криптовалютами (BTC, ETH, LTC и BCH). «PayPal сама не вкладывалась в биткоины, но появление возможности купли и продажи криптовалюты через нее воспринимается рынком как признание актива одним из способов взаиморасчетов, — говорит официальный представитель криптовалютной биржи Garantex Татьяна Максименко. — Это сигнал о том, что биткоин не какой-то малопонятный инструмент для наркоторговцев и гиков, а актив, ориентированный на масс-маркет».

Если платежным системам удастся реализовать свои планы, а все к этому идет, то они получат еще один источник дохода — комиссии за обмен «настоящих» денег на криптовалютные активы. Сейчас во многих странах такая конвертация проходит по «серым» схемам под грабительские проценты. Так, покупка биткоина за рубли обойдется не менее чем в 7%. Столько же будет стоить и обратная операция. Дело осложняется тем, что по данным операциям невозможно получить подтверждающий документ, чтобы учитывать их для целей налогообложения. Проводить же крупные суммы через «серые» обменники просто страшно. Авторитетные платежные системы способны ликвидировать эти пробелы, а конкурентная борьба между ними значительно снизит комиссионные расходы при обмене.

криптовалюты

Интерес спекулянтов

Но криптовалюта становится все более интересна и как средство сохранения и приумножения капитала. Одна из причин — беспрецедентная накачка мировой финансовой системы ликвидностью, начавшаяся весной прошлого года, когда все классические рынки обвалились в связи с эпидемией COVID-19.

«Пандемия стала определенным катализатором спекулятивного спроса на криптовалютном рынке,— полагает вице-президент Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна (РАКИБ) по развитию и регулированию рынка Валерий Петров.— Основная причина этого состоит в том, что в прошлый пандемийный год было напечатано очень большое количество денег, которые должны были пойти на поддержку экономики. Но традиционный экономический подход, основанный на предоставлении дешевого кредита, который должен стимулировать развитие экономики, не совсем сработал. Рынки сбыта сузились, потребительские возможности населения существенно упали из-за пандемии и высокой закредитованности, поэтому свободные денежные средства пошли на фондовый и другие спекулятивные рынки, в том числе и на криптовалютный».

Порядка трети находящихся сейчас в обращении долларов было выпущено за последний год. Естественно, это вызывает опасения глобальной инфляции. Но в отличие от классических валют, которые можно эмитировать еще сколь угодно много, число биткоинов ограничено потолком в 21 млн. При этом уже сейчас, по некоторым оценкам, около 4 млн монет потеряно из-за того, что их владельцы просто забыли пароли от своих криптокошельков.

«Реальный free-float биткоина на свободно обращающемся рынке составляет всего лишь 20–25% от объема существующих сейчас биткоинов,— считает Валерий Петров.— Остальные криптомонеты находятся в собственности у отдельных частных пользователей и участия в торгах не принимают. Это означает, что тот дефицит криптовалюты, который подталкивает к спекулятивному спросу и росту цены, никуда не денется, так как общий объем эмиссии ограничен и бóльшая часть от этих 21 млн уже намайнена».

«На фоне падения фондового рынка в марте 2020-го многие розничные, а затем и институциональные инвесторы стали искать способы одновременно для заработка и для сохранения стоимости инвестпортфеля в условиях высокой нестабильности, искать альтернативы привычным способам диверсификации,— отмечает Татьяна Максименко.— Так часть денег пошла не в традиционные "тихие гавани" типа золота, а в биткоин».

Бурный рост курса этой криптовалюты с середины прошлого года привлек к нему внимание и капиталы множества некрупных инвесторов. По данным исследования JP Morgan, молодое поколение в качестве долгосрочных инвестиций выбирает именно биткоин, а более старшее — традиционное золото. Другой инвестиционный банк — Piper Sandler — опубликовал данные, согласно которым 9% американских подростков торговали криптовалютами несмотря на то, что большинство криптобирж не допускают несовершеннолетних до торгов.

криптовалюты

Институциональный спрос

Но криптовалютами все больше интересуются и крупные компании с мировыми именами. Так, Tesla Илона Маска в раскрытии ежеквартальной информации для Комиссии США по ценным бумагам и биржам (SEC) объявила о покупке биткоинов на $1,5 млрд. Именно защитой от общей инфляции Илон Маск объяснил решение вложиться в «крипту», заявив, что биткоин — «попросту менее глупая форма ликвидности, чем сбережения в денежных средствах».

«Илон Маск — любимчик молодых розничных инвесторов, на которого ориентируются миллениалы и поколение Z, — говорит Татьяна Максименко. — Если он покупает биткоины, значит, они тоже будут покупать биткоины. Если он просто упоминает в своем Twitter криптовалюту-мем DOGE, то DOGE тут же летит на Луну. Их мало волнует, что реальной прибыли Tesla пока не приносит, это другая бизнес-модель, основанная на лояльности, репутации и стоимости бренда. Tesla вкладывается в биткоины — значит, за биткоинами будущее, нам они тоже нужны. Вместе с другими сообщениями о притоке институционального капитала в крипторынок новости о Tesla стали главным драйвером роста курса биткоина в начале 2021 года».

А Tesla уже заявила о готовности принимать биткоины в оплату производимых ей автомобилей. Этим путем идут и другие компании. Так, с апреля журнал TIME также ввел возможность оплаты подписки криптовалютой. Пока она доступна лишь гражданам США и Канады, но скоро будет распространена и на другие страны.

При этом еще и идет сближение криптовалютных активов с классическими биржевыми. В апреле на NASDAQ провела первичное публичное размещение своих акций компания Coinbase, сочетающая в себе биржевую площадку по торговле криптовалютами и платформу по их хранению. Одновременно классические акции начали выходить на криптобиржи. Первой ласточкой стал выпуск биржей Binance совместно с немецкой инвестиционной компанией CM-Equity AG и швейцарской Digital Assets AG токенов, обеспеченных акциями все той же Tesla.

Но кроме Tesla, в криптовалюту вкладываются и многие другие компании, пусть и не со столь громкими для миллениалов именами. Среди них можно отметить MicroStrategy, Square, The Motley Fool.

«Когда компании с мировым именем выходят на новый рынок или покупают какой-то актив, тысячи мелких инвесторов следуют их примеру, думая, что вот эти "киты" бизнеса уж точно знают, чего делают, — говорит главный инвестиционный стратег компании Finrobot Арутюн Гаспарян. — Вот только розничные инвесторы часто не учитывают тот факт, что компания объявляет об инвестициях тогда, когда они полностью, или почти полностью, завершены. Да и вкладывают они в один актив небольшую часть средств, "распределяя яйца по разным корзинам"».

В ближайшем будущем мы услышим очередные заявления от крупных корпораций о покупке криптовалют. «Приток институционалов в криптомир, который активно начался в 2020 году, продолжится и в 2021-м, и в 2022-м, и в 2023-м, — прогнозирует Татьяна Максименко. — Это небыстрый процесс, поэтому первыми придут наиболее гибкие и ориентированные на технологические новинки, а последними — консерваторы. Полагаю, что следующими важными вехами станут запуск биткоин-ETF в США, а затем приход пенсионных фондов в крипту. Это будет означать, что биткоин окончательно утвердился среди традиционных финансовых активов. Хотя к тому моменту утверждаться ему уже не нужно будет. Мне кажется, сейчас даже самые скептически настроенные к крипте инвесторы видят, что биткоин уже никуда не исчезнет».

«Нет никаких сомнений, что продолжится приток спекулятивного капитала на криптобиржи, — считает Арутюн Гаспарян. — Биткоин стал одним из лучших финансовых инструментов для спекулятивного заработка: торги идут 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, внутридневные колебания курса составляют несколько процентов, а в отдельные дни превышают и 10 %, ликвидность рынка высока». Однако частные инвесторы, пытающиеся играть на криптовалютных рынках, в основной своей массе проигрывают, считает Валерий Петров, так как не они определяют тренды. «Они всегда опаздывают с реакцией», — уверен эксперт.