Из варяг в князи

28.08.200000:00

В российский сектор Интернета пришли деньги. Инвесторы объединяют разрозненные сайты в "созвездия" и пытаются применить зарубежный опыт виртуального бизнеса к российским условиям. Однако говорить о "взрослости" Рунета еще рано. Российский сектор Сети по-прежнему хочет выглядеть круче, чем он есть на самом деле.

Шоссе энтузиастов

Год назад в Рунет пришли первые иностранные деньги. Молодая компания Port.Ru привлекла немыслимые до той поры для Рунета $940 тыс.

Сегодня, по прошествии года, в Рунете продано все, что можно было продать хоть за какие-то деньги. А что не продано - то отдано.

Операторы Рунета говорят, что историческое значение прецедента, созданного компанией Port.ru, сродни прорубанию Петром I окна в Европу. В 1998 году никто из владельцев контент-проектов даже не подозревал о возможности привлечения серьезных инвестиций. Сайты и их держатели были самодостаточны. Идеологию своей деятельности владелец сайта формулировал так: "Проект нужен, потому что он мне интересен". Фактически операторы Рунета подобно обитателям детского сада "копались в своих песочницах". Программисты работали на голом энтузиазме, набираясь опыта, чтобы впоследствии перейти на работу к мэтру веб-дизайна Артемию Лебедеву, в "Манифест" или Actis.

"Активная инвестиционная деятельность в Рунете началась год назад", - говорит вице-президент по маркетингу ru-Net Holdings Бернар Люке.

Этот процесс развивался на фоне международного Интернет-бума. В мире господствовало благодушное отношение к инвестициям в виртуальный бизнес. Это и способствовало притоку венчурных инвестиций в Рунет.

Port.ru показала, что из хорошего Интернет-проекта можно сделать неплохой бизнес. Рунет засуетился. В результате все более или менее крупные проекты - Rambler, Yandex, Lenta.Ru и другие - нашли инвесторов.

В первой половине 2000 года в российской части Сети "скупалось все подряд", в том числе и еще не выполненные проекты. "Мы вкладываем деньги во многие российские Интернет-проекты, - комментирует ситуацию сотрудник одной из инвестиционных компаний. - При нынешнем буме Интернета в Сеть можно вкладывать не задумываясь. Если один из 20 купленных проектов раскрутится, вложенные деньги вернутся с лихвой".

В результате прихода инвесторов изменилось и мышление обитателей Рунета. Если раньше их интересовали "контент", "Интернет-проект" и "Тёма Лебедев", то теперь - "брэнд", "инвестиции", "маркетинг" и "ru-Net Holdings". Бывшие энтузиасты быстро превратились в продавцов. Появился новый класс компаний - Интернет-инкубаторы, которые стали делать сайты для последующей продажи.

Проблемы "одиноких звезд"

Специалисты утверждают, что это закономерное явление. "Компания Microsoft тоже когда-то была проектом парочки энтузиастов, - говорит Интернет-директор компании Golden Telecom Клифф Гаунтлетт. - Ей удалось выжить, став коммерческим предприятием. Я полагаю, что российские Интернет-компании сегодня проходят именно эту стадию бизнес-эволюции".

Процесс, о котором говорит менеджер Golden Telecom, поддерживается международным интересом к электронной коммерции. "За последний год Рунет вырос и изменился: увеличилось число подписчиков Интернета, возрос интерес к Рунету вообще, говорит Клифф Гаунтлетт. - У пользователей Рунета все отчетливее проявляется так называемое потребительское мышление".

Проблема старых игроков Рунета состояла в том, что они, не имея финансовых ресурсов, были не в состоянии поддерживать технологии E-commerce.

В результате произошло то, что и должно было произойти. Если у компании отсутствует финансовый резерв, то ей рано или поздно придется расстаться с независимостью. Так и произошло со "старой гвардией", которую вытеснили новые игроки: к ним от прежних владельцев перешли наиболее крупные и привлекательные с инвестиционной точки зрения проекты. Повезло, правда, не всем. "В Рунете инвесторов привлекают самые крупные и перспективные проекты", - говорит вице-президент Port.ru Юрий Аммосов. Его поддерживает руководитель отдела маркетинга NetBridge Юлия Сигунова: "Инвесторов обрели прежде всего крупные качественные ресурсы. Теперь эти ресурсы будут активно развиваться и агрессивно продвигаться на рынок".

Изменилась и организационная структура Рунета. На смену разрозненным проектам пришли "созвездия", созданные новыми владельцами (см. таблицу). "В 2000 году произошла концентрация ресурсов в руках владельцев нескольких холдингов и компаний", - говорит директор Интернет-компании "Клюв" Андрей Себрант.

Те проекты, которые до сих пор не нашли инвесторов, оказались в положении "одиноких звезд". Их владельцев греет мысль о том, что Интернет-бум не завершен и они все еще имеют шанс войти в какое-нибудь из "созвездий". "В Рунете достаточно проектов, на которые стоит обратить внимание, - говорит Бернар Люке. - И это не только Интернет-проекты сами по себе, но и обладающие хорошим потенциалом компании - разработчики технологий и программного обеспечения". С ним согласен Андрей Себрант: "В Рунете масса независимых проектов. Желающих заработать на хлеб с маслом, да еще и получая при этом удовольствие, найдется немало".

С приходом новых владельцев появились и новые правила игры. Чисто "контентные" сайты стали перестраиваться под предоставление тех или иных коммерческих услуг. Началась смена ориентиров. Если раньше Рунет был площадкой для творческого самовыражения, то сегодня он превращается в "сервисную систему". Пока эта система слаба и не развита, но все же не заметить изменений нельзя. "С приходом инвесторов Рунет изменился, - говорит Юрий Аммосов. - Раньше здесь работали люди, для которых Сеть была местом творчества. Они создали "контентный" Интернет. Сейчас начался новый этап развития. Основное внимание уделяется технологической стороне. Теперь сайты не просто несут информацию, но и предоставляют решения для пользователей. Рунет перешел от самовыражения отдельных людей к технологиям сервиса. На месте Интернет-искусства появилась Интернет-индустрия".

На манеже все те же

Правда, индустрия эта по-настоящему еще не работает. "Сегодня Рунет остается на том же уровне развития, что и год назад, - считает директор по работе с клиентами агентства сетевой рекламы System.Ru Филипп Чистов. - Чтобы пересчитать проекты, где бизнес поставлен на конвейер, достаточно пальцев одной руки".

Каждый второй "новый рунетовец" видит своей целью создание неограниченно большого количества проектов и их раскрутку под эгидой различного рода порталов. В результате как по шаблону "лепятся" многочисленные чаты, поисковые и развлекательные сайты, непрофессиональные новостные службы и серверы бесплатной почты. "В нынешнем Рунете ходят молодые люди, которые повторяют заклинания типа "би-ту-би" или "би-ту-си" (B2B и B2C. - Прим. "Ко") и под эти заклинания продают друг другу воздух за фантики, - говорит Филипп Чистов. - Они хотят выглядеть взрослыми, вот и придумывают "маркетинговые стратегии" и затевают "PR-компании".

В Рунете, несмотря на перемены, действуют все те же люди, хотя и не на первых ролях. В успешных проектах появились новые менеджеры, но "старая гвардия" не исчезла из Рунета окончательно. Произошло перераспределение ролей, и каждый стал заниматься своим делом: менеджеры - бизнесом, а дизайнеры - дизайном. "На первые роли сегодня вышли специалисты по маркетингу и брэндингу, а художники и дизайнеры отошли на второй план, - комментирует Юрий Аммосов. - Но они никуда не исчезли: работают как работали".

"Я не знаю ни одного заметного деятеля Рунета, который ушел бы из интернетовского бизнеса, - дополняет его Андрей Себрант. - Кто-то сменил амплуа, кто-то компанию, но все продолжают работать". По сути проекты делаются теми же людьми - с теми же привычками и мировоззрениями.

Мифология продолжается

Инвесторы чувствуют себя на рынке миссионерами. "Мы постоянно отслеживаем появление новых Интернет-проектов и оцениваем их потенциал, чтобы помочь развитию Рунета", - говорит Клифф Гаунтлетт. "Инвесторы превращают свободную зону Рунета в рынок, - считает Юлия Сигунова. - Теперь ресурсы борются не только за посещаемость, но и уделяют внимание построению брэнда, увеличению узнаваемости торговой марки, правильному позиционированию, работе с рекламодателями. Интернет-проекты из увлечения становятся бизнесом, причем порой весьма успешным".

"Для развития любого проекта, и не только в сфере Интернета, требуется капитал, который предоставляют инвесторы и холдинги, - дополняет их Бернар Люке. - Кроме того, знания, которыми обладают инвесторы, очень ценны. Инвесторы приносят в Рунет опыт Запада, тем самым ускоряя процесс развития и предостерегая от ошибок, через которые прошли западные Интернет-компании".

Участники рынка склонны оценивать роль инвесторов более сдержанно. "Сейчас роль инвесторов в Рунете преувеличена, - считает Филипп Чистов. - Возможно, позднее холдинги построят работающие бизнес-технологии. Это произойдет, когда в Рунете появятся внятные стандарты качества. Пока что не очень понятно, кто чего хочет и кто что может".

Инвесторы строят грандиозные планы развития российского сектора Сети. Однако, на взгляд скептиков, ничего принципиально нового в Рунет инвесторами пока не привнесено. Общественный резонанс вокруг инвестиционного бума создается самими жителями Рунета "Интернет должен кто-то обслуживать, - говорит Филипп Чистов. - Рисовать и поддерживать сайты, программировать и сопровождать базы данных. Тот факт, что обслуживающий персонал склонен романтизировать и воспевать свою работу, неудивителен. Но при чем тут бизнес? Рынок перегретых ожиданий рано или поздно остывает - на этом кто-то теряет, а кто-то зарабатывает..."