Избежать унификации
Центральный банк приступает к новым функциям в статусе мегагрегулятора для всех сегментов финансового рынка.
Хотя контуры единой системы регулирования пока не ясны, первые шаги уже сделаны. Создана организационная структура, в феврале в аппарате Центробанка заработали 9 новых подразделений, которые займутся пруденциальным надзором за всеми важнейшими сегментами финансового рынка, а также защитой прав миноритариев и потребителей финансовых услуг. В марте существующая ныне Служба финансовых рынков будет упразднена, и все вопросы регулирования окончательно сосредоточатся в аппарате Центрального банка.
Важным пунктом работы Центрального банка будет составление списков системно значимых компаний во всех сегментах финрынка. Вопрос о списке системно значимых банков широко обсуждался еще в прошлом году. Перечень будет подготовлен в течение 1 квартала этого года. Однако, как сказал недавно первый зампред ЦБ Алексей Симановский, регулятор до сих пор не принял решение, стоит ли делать его публичным. Пока вхождение в список системно значимых будет означать для банка повышенное внимание ЦБ, но после 2014 года возможно, к ним будут предъявляться повышенные формальные требования - в частности, по достаточности капитала.
Вообще, как сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, Центробанком будут определены по 20 системно значимых компаний в каждом сегменте финансового рынка. "Публикуй эти списки, не публикуй, они все равно станут известны", - замечает в этой связи Юргенс.
Многие эксперты ожидают, что поскольку Центральный банк в наибольшей степени "натренирован" регулировать банковский сектор, то именно он станет "эталоном" для других сегментов финансового рынка, и именно по образцу банковского регулирования будут созданы системы регулирования для других подотраслей. Между тем, деятельность банковского регулятора в последнее время становится все более жесткой и в 2014 году ожидается дальнейшее ужесточение требований ЦБ по отношению к кредитным организациям. А поскольку они будут образцом для регулирования других сегментов финансового рынка - деятельность пенсионных фондов, брокеров, инвестиционных, микрофинансовых , лизинговых и факторинговых компаний тоже явно не упростится.
Единственная "надежда" небанковского сектора заключается в том, что политика Центробанка будет гибкой и динамичной, и если механическое перенесение принципов банковского регулирования в небанковские сегменты окажется диструктивным - то такие ошибки будут быстро исправляться. "Централизованное регулирование пойдет на пользу финансовому рынку, однако следует избегать полной унификации. Важно учитывать отраслевые риски, - уверен член совета директоров банка "Траст" Григорий Варцибасов. Нельзя установить энное количество нормативов на всю оставшуюся жизнь, они должны меняться с течением времени. Как советует ландшафтный дизайнер: поживите пару лет, где тропинки пролегли, там и надо их украшать. Например, кто сейчас может определить, какой уровень норматива необходим для факторинговой компании? Кто может предсказать, как будет развиваться отрасль через несколько лет?"
Некоторые профессиональные сообщества уже пытаются ходатайствовать перед Центробанком о смягчении тех норм регулирования, которые на их рынках остались со времен ФСФР. Так, Национальная ассоциация участников фондового рынка обратилась в ЦБ с предложением смягчить требования к капиталу профучастников рынка до 2 миллионов рублей. Замруководителя Службы Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) Сергей Харламов заявил, что вопрос дифференциации требований к капиталу брокеров в настоящий момент обсуждается. "Думаю, что предложения будут поддержаны", -заявил Харламов.
Но, если посмотреть на общий тренд по ужесточению финансового регулирования, можно предположить, что такого рода смягчения будут иметь характер только "тактических побед" на фоне совсем иной стратегической линии. В частности, директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков заявил об опасности полного ухода с рынка мелких брокеров, не обладающих лицензиями ЦБ.
Усиления регулирования ожидается на рынке микрофинансирования. В частности, ЦБ в ближайшее время сможет заставить микрокредиторов снижать ставки, для чего уже разработаны поправки к закону "О кредитовании". "Что касается МФО, их необходимо жестче регулировать, - заявил "Ко" заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, сенатор Николай Журавлев. - Я давно выступаю за то, чтобы к МФО, так же, как и к банкам, применялись нормативы и требования к капиталу. Кроме того, очень важно рассчитывать полную стоимость кредитов, предоставляемых МФО физическим лицам, по тем же принципам, что и у банков".
В пенсионном сегменте важнейшим нововведением должно стать страхование пенсионных накоплений по аналогии с системой страхования вкладов. Но прежде, чем страховать, Центробанк как мегарегулятор проверит все НПФ для того, чтобы выяснить, насколько реальны активы фондов, чем обеспечены сложения граждан, достоверна отчетность и насколько прозрачна работа НПФ. "За последние годы многие миллионы российских граждан перевели свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды. И естественно, что государство стремится уделить большее внимание этому сегменту финансового рынка, - поясняет старший портфельный управляющий GHP Group Юрий Селяндин. - Государство хочет сделать структуру владения фондами более прозрачной, т.е. чтобы понимать, кто пенсионные деньги получает и соответственно кто несет за них ответственность".
Центробанк также намерен навести порядок на российском рынке Forex, в том числе ограничить кредитное плечо, которое во много раз увеличивает риски участников торгов.
Консолидации рынка, уменьшения числа участников ожидают и в банковском, и в инвестиционном, и в микрофинансовом, и в пенсионном, и в страховом секторе. По неофициальным данным, регулятор считает, что из 470 страховых компаний, у которых есть лицензия, не более 260 ведут активную страховую деятельность. Остальные игроки - это "спящие" компании или маленькие "бутиковые" компании, которые занимаются страхованием только одного-двух клиентов. Экономическая ситуация не позволит им остаться на рынке.
Разумеется, регулятор менее всего заинтересован в том, чтобы участники рынка испытывали шок, но качество нормативной базы в России снижается из-за застарелой болезни российской бюрократии - келейности при принятии решений. Хочется надеяться, что мегарегулятор будет осуществлять свои полномочия в тесном контакте с экспертным сообществом и участниками рынка.