Издание 15-е, единственно верное
Что делает автор, который столкнулся с некоторым неуспехом своего произведения? Либо удаляется в пустынь для оплакивания своей бездарности и неудачливости, либо, кляня низкий интеллект читателя и гримасы общественного мнения, садится за письменный стол и, угрызая гусиное перо, а чаще все же стуча по клавиатуре компьютера, готовит новый опус. Однако существует и третий путь - написать то же произведение еще раз. И еще раз продать его. В принципе фразу «издание 15-е, дополненное и исправленное» российский читатель видел на раз: на титульных листах справочников и учебников. Однако питерское издательство «Азбука» в начале 1999 года творчески переработало данные о переиздании, выпустив вторую версию фэнтези-романа Максима Фрая «Гнезда химер».
По легенде «Азбуки» дело обстоит примерно так. Сам автор (полулегендарная личность) по ошибке передал в издательство на публикацию не окончательный текст своего романа, а его черновой вариант. Автор согласно легенде личность замкнутая, своих книжек не любит и не читает, поэтому выпуск «романа-черновика» прошел как-то мимо его внимания. Когда же читатели высказали ему свое мнение о качестве данного опуса, Фрай обнаружил ошибку и устроил издателям телефонный скандал. Согласно этой версии именно в качестве извинения перед автором и читателями и были изданы «настоящие «Гнезда химер» - издание второе, единственно верное и правильное». Чтобы читательская аудитория не усомнилась в истинных целях и задачах «Азбуки», издатели разместили на обложке слоган: «Тот, кто читал предыдущую версию этой книги, на самом деле не читал ее!»
Даже если поверить в версию издательства и оставить без внимания явную вторичность внесенных в текст поправок и несоответствие легенды реалиям издательского процесса, «Азбука», возможно, имея в виду самые благородные цели, открыла для рынка весьма эффективный маркетинговый прием - изготовление римейков для фиксированной аудитории потребителей. Сами любители и почитатели творчества Максима Фрая говорят о том, что и первые и вторые «Гнезда химер» им не слишком понравились. Однако при этом все знают о существовании «единственно верной» версии и уже приобрели ее. Таким образом, «Азбука» фактически второй раз продала постоянным покупателям книг этого автора одно и то же произведение (без существенных усилий автора по его корректуре). Если учесть, что, по некоторым оценкам, до 40% любителей фэнтези покупают и читают абсолютно все произведения любимого автора, вышедшие в серии одного издательства, то понятно, что «Азбука» получила способ почти без затрат увеличить объем продаж книги минимум на 20% - именно за счет поклонников.
Если эту методу возьмут на вооружение крупные потребительские компании, нас ждут веселые легенды о том, что телевизор Sony с черным кинескопом по ошибке разработчика имел на самом-то деле кинескоп зеленый. Разработчик уволен, в продаже истинно черные кинескопы! Однако, используя такую маркетинговую уловку, необходимо учитывать одну тонкость: третий роман Фрая с тем же названием вряд ли будет иметь большой успех. Здесь главное - не переиграть.