Top.Mail.Ru
архив

Изменчивые связи

Следуя корпоративной "стратегии постоянных перемен", Cisco Systems вышла в новый для нее сектор телекоммуникационного оборудования. Это наступление компания ведет по всему миру. В августе Cisco начала действовать на российском рынке средств связи.

"Связьинвест" меняет стратегию

В середине августа компания Cisco Systems, крупнейший производитель сетевого оборудования и сетевых решений, заключила рамочное соглашение c ОАО "Связьинвест" о поставке оборудования для магистральных сетей передачи данных. По мнению директора по стратегии и планированию российского офиса Cisco Systems Валерия Кириченко, это соглашение свидетельствует о заинтересованности "Связьинвеста" в развитии самых современных услуг связи. Компании пришли к сделке после сотрудничества на региональном уровне. Cisco поставляла оборудование для операторов, входящих в состав "Связьинвеста", таких, как "Электросвязь Иркутской области", "Ивановские телекоммуникационные сети", "Ростовэлектросвязь", "Кубаньэлектросвязь" и др.

Объем сделок российских связистов с Cisco Systems невелик - около $6 млн. Для сравнения: по данным консультанта агентства J'son & Partners Антона Погребинского, одного только оборудования для голосовой коммутации в России ежегодно продается на сумму $110 - 135 млн. По оценкам аналитиков, объем национального рынка телекоммуникационного оборудования в 1999 году составил от $500 млн до $700 млн. Необычность нынешней сделки в том, что подобные соглашения "Связьинвест" прежде заключал только с поставщиками традиционного телефонного оборудования. Сама же Cisco раньше производила оборудование только для корпоративных сетей и Интернета. Теперь компания начала вторжение в традиционную вотчину европейских производителей телекоммуникационного оборудования, а "Связьинвест" решился на реформы.

Валерий Кириченко так прокомментировал это событие: "Нельзя сказать, что кто-то уламывал "Связьинвест" заключить с нами сделку. Эту сделку предопределили мировые тенденции в развитии связи. Хотя большая часть оборотов операторов и производителей оборудования по-прежнему приходится на аналоговую связь, этот вид связи уступает свои позиции цифровым коммуникациям. В общем объеме трафика соотношение между голосовой связью и передачей данных меняется в пользу последней. Однако утверждать, что в этой связи успех сам "упал в руки" Cisco, не стоит. Просто в изменяющихся условиях выигрывают те компании, которые вовремя уловили тенденции развития рынка".

Что скажут соседи?

По мнению технического директора российского отделения NEC Виктора Гнеушева, у Cisco есть все шансы преуспеть на российском рынке телекоммуникационного оборудования. Вместе с тем Гнеушев считает, что делать прогнозы относительного того, как перераспределятся в этой связи доли рынка, - дело неблагодарное. Наверняка можно сказать только одно: терять свои позиции будут те, кто опоздает с вводом новых технологий. Cisco работает в своей области очень уверенно, и ее перспективы по расширению операций в области телекома видятся весьма хорошими.

До прихода Cisco в российских телекоммуникациях лидировала "большая четверка" - Siemens, Alcatel, Ericsson и Nokia. В частности, Alcatel, по словам пресс-секретаря российского отделения компании Тины Бутхузи, принадлежат 30% российского рынка коммутационного оборудования.

Большого переполоха в стане "четверки" сделка Cisco со "Связьинвестом" не вызвала. Представители "четверки" считают, что о переделе рынка говорить рано. Традиционные лидеры российского рынка и сами понимают, что переход от коммутационных сетей к мультимедийным сетям неизбежен. Технику для передачи данных помимо Cisco производят Siemens, Alcatel и Ericsson. По словам менеджера по продажам Siemens Андрея Волкова, его компания обладает большим потенциалом в области пакетной телефонии: на российском рынке уже продается производимая Siemens система для IP-телефонии InterExpress, которая конкурирует с аналогичными системами Cisco. А в будущем году Siemens начнет предлагать в России более крупную систему SURPASS, способную обеспечить связью многомиллионный город.

По мнению Волкова, производителей оборудования для пакетной телефонии можно условно поделить на две группы. В первую, к которой относится и Cisco, входят компании, ранее специализировавшиеся на строительстве корпоративных сетей. Вторую группу образуют компании, разрабатывающие телефонные станции (Siemens, Alcatel и др). Сила последних - в большом опыте работы с традиционными телефонными сетями. Чтобы овладеть ноу-хау в области телефонных сетей, которыми обладают эти компании, новичкам на рынке телефонного оборудования потребуются огромные инвестиции и большой ресурс времени.

"Оргия" в разгаре

Перманентная революция

По мнению британского The Economist, если технологическим лидером 80-х была IBM, а в 90-х лидировала Microsoft, то в нынешнем десятилетии на эту роль претендует Cisco Systems. Образованная в 1984 году компания за 15 лет превратилась в гиганта с годовым оборотом в $19 млрд. Заслуга по выведению Cisco в лидеры рынка принадлежит нынешнему президенту и СЕО компании Джону Чемберсу. Чемберс поступил на работу в Cisco в 1991 году и уже к январю 1995-го дослужился до поста СЕО. Именно тогда он начал борьбу за превращение своей компании из "технаря" в настоящую маркетинговую машину. По его словам, чтобы выжить, компания должна "постоянно переизобретать себя": с развитием Интернета новые продукты и новые процедуры очень быстро становятся обыденными. В результате начиная с 1993 года Cisco находится в состоянии "перманентной революции". Этот год отмечен началом покупательской лихорадки Cisco: компания стала приобретать мелкие фирмы, владеющие той или иной перспективной технологией.

Однако менеджеров Cisco подобные мрачные пророчества, похоже, не пугают. Наступление на телекоммуникации Cisco ведет в международном масштабе. В области корпоративных сетей позиции Cisco незыблемы, но, чтобы занять свое место в секторе телекоммуникационного оборудования, компании придется изрядно поработать. Ее конкуренты в этом секторе рынка (помимо названных выше игроков в этом ряду находятся еще Lucent Technologies и Nortel Networks) обладают огромным опытом строительства телекоммуникационных сетей и не намерены сдаваться без боя. Кроме того, эти компании, как и Cisco, активно приобретают новые технологии или фирмы, этими технологиями обладающие.

Покупательская "оргия" самой Cisco в разгаре: в течение первой половины 2000 года Cisco приобрела компании Atlantech Technologies, Ltd., JetCell, Inc., PentaCom Ltd., Qeyton Systems и Seagull Semiconductor, Ltd. Общая сумма покупок составила примерно $1,39 млрд. Еще несколько компаний (среди них ArrowPoint Communications, Inc., InfoGear Technology Corp. и SightPath, Inc.) были приобретены путем так называемого слияния интересов, то есть обмена акциями без наличных платежей. Останавливаться на этом Cisco не собирается. Она уже объявила о намерении приобрести компании Komodo Technology, Inc. и HyNEX, Ltd.

Однако продолжающийся рост Cisco (по рыночной капитализации компания уступает только General Electric, оставив далеко позади Microsoft) может обернуться для компании проблемами. Аналитики предрекают, что с набором веса компания потеряет гибкость и оперативность. А оперативность на изменчивом рынке сетевых решений Cisco еще очень и очень пригодится. Сегодня большая часть Интернет-трафика идет через сети, предназначенные для передачи только голоса. По мнению Пола Джонсона, аналитика инвестиционного банка BancBoston Robertson Stephens, объемы передачи данных будут и впредь увеличиваться взрывными темпами. А значит, скорость постройки новых сетей и ввода в строй нового оборудования станет для операторов связи вопросом номер один. Молодые, меньшие по размером и оттого более проворные, фирмы могут перехватить инициативу в создании оборудования нового поколения.

Еще по теме