Top.Mail.Ru
архив

Извилистая трасса

История компании Maserati состоит из череды революций. На протяжении 80 лет компания «отметилась» в сегменте спортивных и дорожных автомобилей, побывала в одной нише с Mercedes и BMW, породнилась и «развелась» с Citroen. Что же касается технических новшеств, их в истории компании не счесть.

 

За 17 лет – начиная с 1881 года – у Родольфо и Каролины Мазерати родилось шесть мальчиков. Каждый из братьев – Карло, Биндо, Альфьери, Марио, Этторе и Эрнесто – внес свой вклад в развитие компании.

В начале ХХ века человечество, пересаживаясь с «конской тяги» на механическую, буквально заболело автомобильными гонками. Первым из братьев Мазерати «бациллу скорости» подцепил Карло. В 1907 году он поступает в команду Bianchi. Легенда гласит, что во время одной из гонок ему сильно мешал низковольтный прерыватель системы зажигания – механикам пришлось неоднократно чинить агрегат во время состязаний. В итоге Карло на своих автомобилях стал заменять низковольтную систему зажигания высоковольтной.

 

Семейный заводик

 

Вскоре старший из братьев Мазерати приобрел небольшой заводик, ранее выпускавший лекарства. Здесь Карло вместе с Этторе организовал сервис по замене систем зажигания: по заказам клиентов они меняли низковольтные системы зажигания на высоковольтные. После смерти Карло флаг семейного бизнеса подхватил Альфьери Мазерати. В декабре 1914 года он основал в Болонье компанию Societa Anonima Officine Alfieri Maserati. Она специализировалась на модернизации спортивных автомобилей, двигателей и свечей зажигания. То есть занималась тем, что сегодня принято называть «автомобильным тюнингом». Тогда же появился фирменный знак компании – трезубец. Его придумал еще один брат – Марио.

В апреле 1926 года, на гонках Тарга Флорио на Сицилии, третий из братьев Мазерати – Альфьери управлял первым серийным автомобилем Maserati Gran Prix 1500 со знаком трезубца на капоте. На машине был установлен весьма прогрессивный для того времени мотор – 8 цилиндров в ряд. Двухлитровый двигатель позволил обойти конкурентов с моторами намного большего объема. С тех пор темпераментные двигатели являются фирменной «изюминкой» автомобилей Maserati.

После нескольких громких побед о фирме узнала вся Европа. И с этого момента братья решили специализироваться на производстве исключительно гоночных автомобилей. Коллективный гений братьев Мазерати был сосредоточен на создании сверхмощных моторов. Они, например, сконструировали и изготовили 16-цилиндровый двигатель с фантастической для начала 30-х годов мощностью – 350 л.с. В 1929 году гонщик Баконин Борзаччини на Tipo V4 с этим мотором установил рекорд скорости на дистанции 10 км – 246 км/ч.

Смерть в 1932 году Альфьеpи Мазеpати стала новым тяжелым ударом для семейного дела. С 1932 по 1939 год, после смерти Альфьери, все автомобили создавались младшим Мазерати – Эрнесто. «И швец, и жнец», он сам проектировал двигатели и несколько раз приводил свои автомобили к победе. Однако ни он, ни его бpатья Биндо и Эттоpе пpи вcей cвоей иcкушенноcти в механике не были сильны в коммерции.

 

Наемные сотрудники

 

Пять лет семья Мазерати самостоятельно пыталаcь веcти дела, но в 1937 году продала свой бизнес братьям Оpcи, владельцам компании Orsi Gruppo, состоятельным аристократам, обещавшим оказать материальную поддержку. Само собой, Адольфо и Омеp Оpcи отлично понимали, что фирма Maserati без братьев Мазеpати – пустой звук. Поэтому контракт был составлен таким образом, чтобы оставить братьев в компании на 10 лет. Тем самым Мазеpати оказались в собственной (семейной!) фирме на положении наемных работников. Братья Мазерати на такие условия согласились.

В конце 30-х гоночные автомобили Maserati начали покорение Америки. До сегодняшних дней США остаются главным рынком для итальянской компании.

В 1939 году семейство Орси перенесло предприятие из Болоньи в Модену, где оно располагается и по сей день, а в 1947-м срок контракта завершился, и братья тут же покинули родную фирму. Они вернулись в Болонью и основали там новую автомобильную компанию – OSCA (OfficinaSpecializzataCostruzioneAutomobiliFratelliMaserati). Новая фирма занялась выпуском гоночных автомобилей, однако не слишком успешно.

 

Прощание с гонками

 

Что же касается марки Maserati, то вторая волна ее успеха пришлась на 50-е годы. В 1954 году автомобиль Maserati 250F стал победителем этапа Formula 1 в Аргентине. В 1957 году на этом же автомобиле Хуан Фанджио завоевал последний гоночный титул для Maserati. Впрочем, спортивные успехи уже не отвечали коммерческим интересам владельцев Maserati из компании Orsi Gruppo. Поэтому фирма Maserati объявила о своем уходе из гонок и поменяла специализацию: гоночные технологии она перенесла на серийные дорожные автомобили.

В 1957 году на Женевском автосалоне был показан Maserati 3500GT – первая серийная дорожная модель компании. Автомобиль был оснащен 6- цилиндровым двигателем с объемом 3,5 литра. Кузов был создан миланской фирмой Touring. Автомобиль стал бестселлером в своем классе: за семь лет было выпущено около 2000 экземпляров. В том числе в серии «3500» была и своя «изюминка» – купе Spyder от кузовного ателье Vignale. По мнению дизайнеров и автомобильных историков, эта модель, выпущенная тиражом всего 242 экземпляра, самая изящная среди автомобилей Maserati.

На рубеже 50 – 60-х годов началось производство Maserati 5000 GT – автомобиля, возродившего роскошную довоенную традицию: строить авто «на заказ». Maserati поставляла двигатель и ходовую часть, а кузова машины «шили» в ателье Allemano, Michelotti, Bertone.

 

Автомобиль – это роскошь

 

В 1963 году в истории Maserati произошел еще один поворот, выделивший марку среди остальных автопроизводителей. Миру были представлены дорогие скоростные седаны Mistral и Quattroporte. В Великобритании новый Quattroporte (в переводе с итальянского означает «четырехдверный»), обладавший не только роскошным салоном, но и отличной динамикой и управляемостью, стоил дороже, чем Rolls Royce.

В 60-е годы к автомобилям Maserati впервые приложил руку Джорджетто Джуджаро. Этот дизайнер сегодня является законодателем автомобильной моды, тогда же он относился к категории «подающих надежды». Купе Ghibli стало настоящей сенсацией и служило визитной карточкой Maserati в тяжелые для автомобильного бизнеса 1960-е. Одно время Ghibli был главным конкурентом Ferrari Daytona.

В 1968 году контрольный пакет акций Maserati скупил французский Citroen. Самым заметным результатом партнерства французов и итальянцев стала модель Indy (было выпущено 1104 экземпляра), более альянс двух автомобильных компаний, продлившийся до 1975 года, ничем себя не проявил.

После премьеры в начале 70-х модели Lamborghini Miura, у которой двигатель располагался не спереди, а в базе (практически по центру автомобиля), конструкторы Maserati решили, что будущее дорожных суперкаров именно за автомобилями с такой компоновкой. В результате на свет появилась модель Bora – первый автомобиль фирмы класса GT со среднерасположенным двигателем.

С этого автомобиля начала зарождаться новая концепция моделей Maserati. Отныне фирма начинает делать не просто сверхбыстрые автомобили. Она наделяет свои дорожные модели еще комфортом и роскошью.

 

Разрыв с Citroen и атака на Mercedes

 

После разрыва с концерном Citroen, который потерял интерес к спортивным автомобилям, хозяином Maserati стал знаменитый Алехандро Де Томазо. Мировое автопроизводство по-прежнему переживало кризис, и, чтобы оставаться на плаву, надо было создать что-то новое. В 1976 году Maserati обновляет маркетинговую стратегию и решается освоить новую нишу. Для этого компания вступает в конкурентную борьбу с Mercedes и BMW и выпускает первый в своей истории автомобиль представительского класса – Quattroporte III с кузовом от Джуджаро.

За спокойной внешностью этой модели скрывался сущий дьявол. Частью оригинального плана Де Томазо было создание машин со стильной, но неброской внешностью. Владельцы Quattroporte третьего поколения могли наслаждаться динамикой и роскошью, не привлекая лишнего внимания. И подобная концепция оказалась удачной, Quattroporte 14 лет не сходил с конвейера.

Однако, несмотря на успех новой модели, бизнес компании находился в тяжелом положении. Де Томазо, понимая, что эра суперкаров, пожирателей бензина, подошла к концу, решается на «очередную маленькую революцию». Maserati выпускает двухдверный седан Biturbo, оснащенный новым 6-цилиндровым двигателем мощностью 180 л.с. «Сердце» было упаковано в небольшом, но роскошном кузове. Став настоящим хитом в Италии, в 1986 году Biturbo добился заметного успеха и на мировой арене.

 

Под крылом Fiat

 

Заинтересовавшись динамичной компанией, с 1993 по 1995 год итальянский гигант Fiat Auto SpA скупил 90% акций Maserati. На вопросы о том, как будут соседствовать в одном концерне Maserati и Ferarri, президент Ferrari Лука Ди Монтеземоло ответил: «Ferrari – это воплощение исключительных показателей и великолепной управляемости. Это машины для водителей. Maserati же должны быть шикарными и агрессивными, классическими автомобилями класса гран туризмо».

Нынешняя маркетинговая стратегия Maserati намечает переход на выпуск комфортабельных спортивных автомобилей с эффектной внешностью и высокими скоростными характеристиками. Сегодня в модельном ряду компании два автомобиля, полностью отвечающих этим требованиям – Maserati 3200GT и Maserati Spyder. Под капоты итальянских автомобилей вновь возвращаются многолитровые высокофорсированные V-образные двигатели. Такая политика обещает быть успешной: в 2001 году в мире было реализовано 1852 Maserati, а в прошлом году уже 3485. Среди эксклюзивных спортивных марок это второй результат (на первом месте Ferrari).

Еще по теме