«К компаниям будущего деньги и успех придут сами собой»

29.12.202219:42

Каждый владелец и руководитель компании, который хочет застолбить себе место в будущем, думает об одном — что я могу сделать и изменить сегодня, чтобы компания чувствовала себя уверенно в неизвестном пока еще завтра. Если правильно ответить на этот вопрос, можно уже сегодня начать строить компанию будущего — с новой структурой и управленческой моделью, новым стилем руководства и новой корпоративной культурой, — считает Ицхак Адизес, мировой гуру корпоративного управления, создатель теории «жизненных циклов корпораций», автор 29 книг-бестселлеров о менеджменте. 

Прошло уже почти 35 лет с того дня, когда я создал и впервые применил на практике теорию «Жизненных циклов корпораций». За эти годы институт Адизеса проконсультировал тысячи компаний по всему миру, и практически все они подтверждали мою теорию. Они проходили в своем развитии долгий путь — становились на ноги, лечили болезни роста, вливали новую кровь, старели, а многие из них умирали.

Но изредка среди них мне встречались и другие. Они проходили те же этапы быстрее, а проблемы, которые для других становились причиной краха, для этих лишь были трамплином для перехода на новый уровень. Много лет я пытался найти ответ, что между ними общего — ведь они были из самых разных отраслей, производили самый разный продукт, были большими и маленькими и работали в самых разных странах. В конце концов я понял, что их объединяет: во главе угла у них стоял не продукт, а душа. Сейчас я называю это корпоративным сердцем.

Эти сплоченные большой идеей талантливые единомышленники не делали бизнес, а меняли мир к лучшему, а деньги и успех приходили к ним сами собой. Это и были первые компании будущего.

Сегодня, когда квантовые вычисления и искусственный интеллект уже начали заменять нам мозги, это очевидно как никогда. Если мозги заменяются технологиями, в чем же наше будущее? Чтобы конкурировать с машинами, во главе должно стоять сердце, а это значит желание менять мир к лучшему и внимание к людям. И не только к клиентам, которые предпочтут поход в магазин покупке онлайн только ради одного — желания прийти туда, где любят их и свое дело и умеют это показать.

Внимание и любовь к собственным сотрудникам — это тоже один из важнейших признаков корпоративного сердца. Технологии, инновации, цифровизация — это все хорошо, но компаниям, которые относятся к людям как к цифровым единицам, в будущем нет места. Искусственный интеллект может многое, но он не может главного — творить и создавать новые ценности. Это могут только талантливые свободные люди.

И потому мерилом успеха корпорации вскоре станет не ее прибыль, а то, насколько талантливы ее сотрудники и насколько искренне они хотят в ней работать.

Руководитель, который хочет обеспечить своей компании место в будущем, должен понимать — настоящими талантами движут не деньги, а необходимость в самореализации. Заманить их старым методом, предложив большую зарплату, уже не удастся. Нужно создавать для них среду, в которой они смогут развиваться, чувствовать свою значимость и постоянно проявлять себя. Из этой новой базовой потребности корпораций вырастает и новая структура управления, и новый стиль руководства, и вся новая корпоративная культура. Не зря весь прогрессивный управленческий мир ориентируется на компанию Google, где люди каждый день создают наше с вами будущее в максимально комфортной для себя среде.

Но Google в этом давно не одинок, таких компаний становится все больше. Я знаю такую, где отдельный вице-президент занимается исключительно тем, что создает максимально комфортные условия для своих сотрудников — и речь не только и не столько о профессиональном обучении и развитии. Его задача — создать для них наилучшую среду для жизни, и потому в его круг обязанностей входит и поиск наиболее выгодных условий страховки для семей сотрудников, и возможностей для наиболее качественного обучения их детей. Под это создана специальная должность и выделен специальный бюджет.

Так какие же основные черты компании будущего? Самыми успешными будут маленькие компании с качественными кадрами. В больших же корпорациях бизнес будет разделен на множество мелких самодостаточных подразделений, работающих на общую задачу. А руководители должны будут в первую очередь думать об общности ценностей своих сотрудников. Когда я беру кого-нибудь на работу, первое, о чем я думаю: хотел бы я сходить с этим человеком поужинать? В будущем это правило станет общепринятым.

Автократический стиль управления, исторически свойственный России, уйдет в прошлое. В будущее войдут только те, кто сможет изменить корпоративную модель, — и меня радует, что число российских компаний, которые выбирают этот путь, вопреки всему растет.

Жизненный цикл компании, который я описал много лет назад, тоже перевернется от конца к началу. Если раньше в начале жизненного цикла для основателя компании во главе угла стоял продукт, а уже где-то на этапе расцвета — корпоративные ценности и миссия, то теперь все будет наоборот. Сперва основатель будет думать о ценностях: определять, что важно для него самого и его сотрудников, и только потом над тем, каким будет продукт.

Бизнес должен измениться и начать заботиться о глобальном общественном благе. Компаниям стоит начать думать: «Я буду заботиться не о себе, а о системе, чтобы она могла позаботиться обо мне в ответ». Для этого надо изменить мышление. Те, кто сделает это, — войдут в будущее, кто не сможет — умрет. Целые индустрии не вымрут, а вот компании, которые не готовы меняться, — да.