К ногтю!
На рынке из двух компаний должна остаться только одна, сказал президент «Евросети» Александр Малис, объявляя крестовый поход против «Связного». Он обещает в течение нескольких месяцев буквально уничтожить конкурента. Эксперты связывают громкие заявления Малиса с необходимостью выполнить договор с «Вымпелкомом», которому он обещал открыть до конца года 1000 монобрендовых точек продаж.
Итоги 2010 года (количество салонов):
Связной – 2300
Евросеть – 4300
МТС – 3500
Мегафон – 2400
По данным компаний
По примеру Чичваркина
Доли рынка:
Евросеть – 33,2%
Связной – 25,5%
МТС – 15,5%
По данным TelecomDaily
Недвижимость раздора
Сейчас Александр Малис пытается всех убедить в том, что «Связной» находится в предбанкротном состоянии, но Максим Ноготков опровергает его слова: он уточнил, что на 1 января чистый долг компании составил 6,050 млрд руб. «Мы считаем, что это абсолютно нормальный долг для розничной компании, и мы его спокойно обслуживаем. У «Евросети» до кризиса был долг в $900 млн при обороте существенно меньшем, чем наш нынешний», – подчеркнул глава ГК «Связной». Но это не более чем слова. Чтобы понять реальное положение дел, обратимся к данным консолидированной финансовой отчетности (IFRS), опубликованной на сайтах двух компаний. Согласно представленной информации, по итогам 2009 года выручка группы «Связной» составила около 45,65 млрд руб., чистая прибыль – приблизительно 0,2 млрд руб. По предварительным сведениям, которые недавно озвучила компания, в 2010-м оборот группы вырос на 63%. Добиться таких результатов удалось в основном за счет роста поступлений от сегмента финансовых услуг. Что касается «Евросети», то ее выручка в 2009 г. составила 55,16 млрд руб., чистая прибыль – примерно 1,19 млрд руб. «Рентабельность ГК «Связной» в целом формировалась на более низких уровнях, – подтверждает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – Вместе с тем продажи в расчете на торговый объект у группы («Связной». – Прим. «Ко»), судя по всему, действительно выше, чем у ближайших конкурентов». Тем не менее Александр Малис продолжает утверждать, что дела у группы очень плохи и собственникам помещений, у которых группа арендует площади, пора бы задуматься о смене арендаторов, если они не хотят потерять деньги в случае массового закрытия точек продаж «Связного». Опрошенные «Ко» эксперты абсолютно уверены, что именно в аренде торговых площадей, а никак не в ценовом демпинге кроется суть конфликта «Евросети» и «Связного».
Ставка на аренду
«Есть очень много арендодателей, которые не заинтересованы в том, чтобы потом, когда «Связной» обанкротится, эти салоны сдавались дешевле процентов на 30, чем сегодня. Поэтому они готовы подписать договор аренды с нами, но чтобы арендная плата была такая же, как сегодня у «Связного», – отмечает господин Малис. На сегодняшний день договоры подписаны более чем с 300 салонами, закрыто 38. «Евросеть» действительно делает предложения по нашим торговым площадям. Но мы отдаем только экономически неэффективные магазины. Все, что сейчас переходит в руки «Евросети», для нее обернется большими убытками, – парирует Ноготков. – Мы же стандартно в год закрываем около 100 магазинов и порядка 500 новых открываем. То же самое планируем сделать и в новом году. Для нас в этом процессе ничего экстраординарного нет». «Скорее всего, такое агрессивное поведение «Евросети» связано с тем, что в 2011 г. она должна открыть тысячу салонов для «Вымпелкома», – полагает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов. Очевидно, что для запуска такого большого количества точек нужно либо покупать уже существующую сеть и перепрофилировать ее, либо предлагать арендодателям более выгодные условия, поскольку большая часть торговых площадей сотовыми ритейлерами арендуется.
В среднем площадь подобного магазина составляет 60–80 кв. м, и по России арендная ставка в среднем составляет около 20 000 руб. за «квадрат» в год. Компенсация же за досрочное прекращение предыдущего договора варьируется и может достигать пяти-шести месячных платежей. «Таким образом, расходы «Евросети» только на переоформление могут составить около 190 млн руб. Всего же «Евросеть», по словам Малиса, арендует около 500 салонов «Связного», то есть затраты на переоформление составят 350 млн руб.», – подсчитал Антон Сафонов. С учетом того, что за услуги по управлению магазинами «Билайн» «Евросеть» получит 6,3 млрд руб. в течение 10 лет, эта сумма не кажется высокой. А поскольку прибыль также достанется «Евросети», для ритейлера соблюдение этого соглашения очень важно. При этом после 2011 г. необходимо будет открыть еще около тысячи магазинов. Таким образом, через два года количество магазинов под управлением «Евросети» должно превысить 6000. На рынке попросту не имеется такого количества свободных площадей. Поэтому иного пути, кроме как отбирать помещения у конкурентов, и в первую очередь «Связного», у «Евросети» нет.
4 млрд рублей на терьера
«Евросеть» на днях объявила о начале ребрендинга. Основной цвет бренда – желтый – сохранился, дополнительными станут черный, белый и голубой. Изменилось написание логотипа: теперь название компании будет писаться белыми буквами на желтом фоне (либо черными буквами на белом фоне), а на дополнительном элементе вывески и на окнах появится желтый терьер. Президент «Евросети» Александр Малис объясняет необходимость ребрендинга тем, что салоны компании выглядят архаично, а покупатели представляют себе место, где можно покупать хайтек-устройства, более современным.
Победителей не судят
Пока два крупнейших оператора сотового ритейла воюют, их клиенты могут пользоваться плодами конкурентной борьбы: средняя цена телефона в салонах «Евросети» и «Связного» снизилась за несколько месяцев более чем на 500 руб. «Рост конкуренции и повышение уровня насыщенности рынка профильными торговыми объектами может привести к некоторому снижению розничных цен, совершенствованию сервиса, расширению ассортимента и т.д.», – подтверждает Максим Клягин. При этом, несмотря на воинственные заявления Малиса и Ноготкова, эксперты сомневаются, что в ближайшее время произойдет значительное изменение долей рынка. «Просто «Евросеть» выбрала наиболее приемлемый путь развития и соблюдения условий соглашения (с «Вымпелкомом». – Прим. «Ко»), другого способа открывать около 3 точек в день просто нет», – констатирует Антон Сафонов. При этом помимо клиентов салонов сотовой связи в безусловном выигрыше останутся арендодатели, которые, скорее всего, не только получат компенсации за досрочное расторжение договоров, но и увеличат ставки из-за возросшего спроса. В первую очередь это коснется именно предприятий торговли и бизнеса, арендующих небольшие (до 100–150 кв. м) помещения. Арендные ставки по такой недвижимости в течение 2011 года могут вырасти на 15–20%.