Кадры, которые вас «порешат»
Газеты, публикующие резюме безработных, превратились в толстые каталоги. Кажется, найти там можно любого специалиста. И недорого. Возникает шальная мысль: а не набрать ли самых дешевых сотрудников и надолго решить тем самым проблему сокращения издержек? Некоторые уже начинают осуществлять такую «новую кадровую политику». Специалисты предупреждают: она может очень дорого обойтись компаниям. Возможны летальные исходы.
Директор за $600
Как вам нравится такое объявление:
«Требуется коммерческий директор в российскую компанию - импортера немецкой сантехники. Круг обязанностей: ценообразование, построение дилерской сети, участие в региональных выставках, логистика. Желателен опыт работы от пяти лет в должности коммерческого директора. Обязательно знание немецкого языка».
Классная вакансия, не правда ли? И это при нынешнем-то положении на рынке труда.
Потенциальных кандидатов огорчает последняя фраза объявления: «Зарплата $600+%».
Месяцев восемь назад у компании, опубликовавшей такое объявление, не было ни единого шанса получить хотя бы один отклик. Какой коммерческий директор с пятилетним опытом и свободным знанием иностранного языка захотел бы вкалывать за $600 и какие-то непонятные проценты?! «Пусть сейлзмены вкалывают за процент. А я директор!» - гордо подумал бы любой из тех, на кого рассчитано такое объявление.
Сейчас на это объявление откликаются «новые безработные», потерявшие место в начале прошлой осени. Казалось бы, у работодателя сильные позиции, но вся штука в том, что подобное объявление может заинтересовать только две категории людей. Во-первых, это слабые специалисты. Они знают язык, в их трудовой книжке есть отметка о пяти годах, проведенных в должности коммерческого директора какой-нибудь малоизвестной компании. Вот только почему этот человек за несколько месяцев, прошедших с начала кризиса, так и не нашел работу? Возможно, потому, что реальная квалификация такого сотрудника сомнительна. Ведь не секрет, что до августа 98-го кресла коммерческих директоров занимали порой непрофессионалы. В лучшем случае эти люди, являясь родственниками или институтскими друзьями владельцев фирмы, выполняли в своих бывших компаниях не самые важные функции. В худшем - реально руководили фирмами и, собственно, доводили их до разорения.
Вторая категория - случайно оказавшиеся в данный момент не у дел приличные профессионалы. Бывают ведь узкие рынки и специалисты с хорошей, но очень специфической квалификацией. Если такой специалист придет на собеседование в компанию, опубликовавшую объявление, то для работодателя это может стать несомненной удачей. Но при одном условии: такому специалисту нужно предложить существенно большую зарплату. Если речь идет о коммерческом директоре компании - импортера сантехники, то как минимум $1000. До кризиса такие спецы меньше $3000 не получали.
Если кандидату некуда деваться, он может согласиться и на объявленные $600. Но тогда эта экономия $400 в месяц может выйти фирме боком.
Через пару месяцев такой сотрудник уйдет в другую компанию, в которой появится такая же вакансия, но уже с реальной зарплатой. Однако это не самое страшное: будет хуже, если специалист никуда не уйдет и подобные сотрудники составят существенную часть персонала вашей фирмы.
Фирменное надувательство
«Стремительное сокращение заработной платы и рынка труда вызвало у многих моих клиентов опасную иллюзию, - говорит руководитель одного из кадровых агентств. - Иногда они готовы платить определенному специалисту, допустим, $500, что соответствует новой рыночной цене такого работника. Но уже в ходе собеседования, видя потухшие глаза соискателя, уставшего от неопределенности, они снижают планку до $400 - а вдруг кандидат согласится?»
«Заказчик обнаглел, - продолжает другой директор кадрового агентства. - Один недавно искал секретаря со свободным владением двумя иностранными языками и знанием бухучета. Что бы вы думали - за $40(!) в месяц. У него совесть есть?»
«Работник, согласившийся в тяжелый момент работать за символические деньги, не даст полной отдачи на рабочем месте, - считает Константин Осетров, президент агентства «Евроменеджемент». - Он отнесется к такой должности как к временной и массу времени будет тратить на поиск лучшей вакансии. Поиск дешевой рабочей силы - это обман работодателем самого себя».
«В начале кризиса нам пришлось уволить секретарей, - вспоминает менеджер одной компьютерной фирмы. - А с начала нового года мы набрали других. Голос нового секретаря, получающей $50 в месяц, звучит, увы, совсем не так, как у той сотрудницы, что работала здесь раньше за $300. Отвечает новый секретарь абы как. Я видела однажды, как она разговаривала с клиентом, жуя резинку. Когда я сделала ей замечание, она посмотрела на меня как на случайного прохожего».
Стремление экономить на фонде заработной платы доходит порой до абсурда. В отечественном руководителе генетически таится мечта о работнике Балде, готовом служить за вареную полбу.
В свою очередь, работники, знающие, что им недоплачивают по сравнению со специалистами схожей квалификации в других компаниях того же профиля, начинают компенсировать потерю в зарплате различными способами - материальными и нематериальными. Трудно сказать, что хуже. И то и другое - симптомы разложения корпоративного духа.
Нематериальные «компенсации» вроде не приводят напрямую к финансовым потерям компании, но могут испортить положение фирмы на рынке. Многие топ-менеджеры отмечают в приватных беседах, что в ответ на снижение зарплаты сотрудники стали уходить со службы, прежде чем закончится рабочий день; они теряют рвение и внимательность, становятся равнодушными к замечанием начальства. «Автобус был забит, а на такси у меня теперь нет денег» - такое оправдание работника рискует услышать руководитель в ответ на замечание об опоздании.
«Если компания может позволить себе роскошь набирать дешевый персонал, то никто ей в этом не помешает, - комментирует Анна Бурова, заместитель директора компании RHR International Экопси. - Но это действительно роскошь».
Левый бизнес
Материальные «компенсации» урезанной зарплаты, хотя и невелики по масштабам, могут опосредованно принести фирме ощутимые потери. И уж во всяком случае, стать причиной снижения авторитета компании в глазах клиентов. А в нынешних условиях потеря клиентов представляет для компании смертельную угрозу.
«Начиная с сентября у нас стали пропадать канцелярские мелочи, - говорит начальник отдела одной страховой компании. - А все потому, что у детей сотрудников начался учебный год. В школах требуются линейки, фломастеры, блокноты, ручки, и мамы экономят за счет фирмы».
В известной корпорации за несколько дней исчезла большая часть сувенирных маек, часов и приемников с фирменными знаками из «представительского фонда». Видимо, все было разобрано на подарки для близких к праздникам. Пропажи оргтехники еще не стали повсеместными, но исчезновение дорогих плат из служебных компьютеров или их замена на старье уже не редкость.
В тех компаниях, где сотрудникам нечего положить в карман, они подрабатывают, используя свое служебное положение или фирменные удобства. Сейлз-менеджеры в одной западной торговой компании, имеющие в своем распоряжении служебные машины, признаются, что теперь не брезгуют частным извозом в часы пик.
«В одной компании менеджеры по персоналу вообще дошли до крайностей, - рассказывает топ-менеджер кадрового агентства. - Они берут по 100 рублей с людей, приходящих устраиваться на работу по объявлению. Говорят, что фирма берет эти деньги за анкетирование и собеседование. Случается, что свои «входные» с кандидатов на трудоустройство в эту фирму требуют и охранники».
Руководство фирмы о таком «частном предпринимательстве» сотрудников, которое может отрицательно сказаться на основном бизнесе, ничего не знает.