Как добиться повышения. Заповедь первая — стань заметным
Когда-то мой босс-итальянец, который был больше похож на кинозвезду, чем на офисного сотрудника, сказал: Career is very much like show biz, Sergei! If you are not visible you will not get the role («Карьера очень похожа на шоу-бизнес, Сергей! Если тебя не замечают, ты не получишь роли») и добавил, что заметность — это постоянный процесс. То есть всю свою карьеру нужно быть на виду у коллег и руководства. Если на совете директоров тебя не знают по имени, то о продвижении и не мечтай, как бы хорошо ты ни работал.
В крупных компаниях раз в год проходит обсуждение деятельности сотрудников. Причем это привилегия не только работников международных организаций, все приличные российские компании давно делают так же.
Совет директоров в полном составе вместе с HR-отделом заседают два-три дня и обсуждают, как за год отработало каждое подразделение. Презентации, фотографии сотрудников, предложения, что дальше с ними делать. Как развивать, как наградить, или сослать в глушь, или избавиться навсегда. С шутками и прибаутками, но быстро и бескомпромиссно решается профессиональная судьба людей.
Но директора сразу становятся серьезными, когда на экране возникают лица корпоративных звезд. Это может быть кто угодно по должности: специалист отдела маркетинга, который на каждом ежемесячном совещании делает крутые презентации для генерального, сотрудник финансового отдела, который придумал рассылать смешные мотивационные письма-уведомления о начислении аванса и зарплаты, или технолог с завода, который сам подрядился проводить все экскурсии для приезжающих на производство, — от местного губернатора до глобального CEO. Объединяет всех одно — их нельзя не заметить.
Дискуссия о звездах почти всегда результативна в пользу звезд. Одному зарплату повысят, другого — в должности, третьего отправят на дорогостоящее обучение за счет компании.
И совсем не важно, как именно человек решит быть всегда на виду. Ну почти не важно. И вот брать примеры шоу-бизнеса вполне себе достойное занятие. Например, взять Met Gala — одно из самых роскошных и популярных мероприятий в мире мировой моды. Казалось бы, кто должен быть главными героями этого фешен-ивента? Руководство модных домов и супермодели? Но нет, во главе всех фотосетов — ведущие актеры и певцы мирового уровня. В этом году там была Рианна в костюме клумбы, Джаред Лето, вспотевший в ростовом костюме кошки Лагерфельда, звезда Last of Us Педро Паскаль в красном костюме нарушителя спокойствия школьной учительской… и еще сотня самых влиятельных звезд, соревнующихся друг с другом в броскости и эпатаже.
Они знают, как строить свои карьеры в жестоком мире кино- и музыкального бизнеса. И все они хотят заявить о себе в нестандартной манере, чтобы повысить свою заметность! Именно эта заметность приведет к ним продюсеров и промоутеров, которые предложат новый альбом или перспективную роль.
В бизнесе — так же. Заметные люди играют заметные роли. Только для них существуют повышения, звездочки на погоны и прочие корпоративные пряники. Все остальные — биомасса.
Так как это сделать? Вот реальная история моего клиента.
Один директор по внешним и внутренним коммуникациям в российской производственной компании думал, как совершить карьерный рывок, и поставил себе цель регулярно попадаться на глаза боссу. Во время ежегодной встречи с акционером он улучил пять минут на кофе с бигбоссом и попросил его о 10 минутах от акционера и борда (board of directors — совет директоров) один раз в месяц в течение полугода на Очень важное сообщение (с большой буквы О). Бигбосс был заинтригован. Речь шла всего-навсего о стандартном ежемесячном дайджесте —бюллетене для внутреннего пользования, в котором отражалась внутрикорпоративная жизнь. А эти 10 минут он попросил тратить на то, чтобы прочитать и обязательно прокомментировать какой-то из материалов дайджеста.
Вскоре после этого визита все большие начальники в компании получили «высочайшее» электронное письмо с просьбой уделять время на прочтение и обязательные комментарии внутреннего дайджеста. Игнорировать не посмел никто.
Ближайший номер бюллетеня получил сразу три комментария от высшего руководства, которые увидела вся компания. И наш герой в один момент стал звездой, а его жизнь и жизнь его подразделения круто изменилась. Теперь его сотрудникам не нужно было бегать по всем отделам и выпрашивать информацию для дайджеста — менеджеры сами побежали ее давать. Ведь всем очень хотелось, чтобы топы увидели и прокомментировали героические будни менеджеров.
Надо ли говорить, что спустя три месяца он пришел к акционеру с другим предложением, а вышел с новым назначением и повышением в зарплате?
Итак, в чем смысл этой заповеди. Хотите карьерного роста — ищите возможность быть заметным. Предлагайте помощь своему руководителю, не отсиживайтесь на совещаниях, делитесь чем-то интересным. Любая заметность сыграет на вашу карьеру. Это не страшно, нужно просто начать.