Top.Mail.Ru
бизнес

Как начать свой бизнес

Фото: 123rf/legion-media Фото: 123rf/legion-media
Василий Алексеев — генеральный директор компании «Like Центр»

Бизнес-образование в России, как и весь рынок образовательных технологий (EdTech), переживает стадию бурного роста и трансформации. Если в прошлом году лидировали нишевые профессиональные направления, то в 2020 году пятая часть всех выпущенных на рынок образовательных продуктов были направлены на обучение бизнес-навыкам.

Оперативная переориентация игроков рынка обусловлена, прежде всего, увеличивающимся спросом со стороны аудитории. Так, например, образовательные программы «Like Центра» в этом году прошли 86 тыс. человек. Это в два раза больше, чем годом ранее.

Кризис — главный стимул, побуждающий предпринимателей прокачивать бизнес-навыки. 

Есть и еще один, более давний тренд, связанный с общей популяризацией предпринимательской деятельности. Раньше в понимании большинства бизнес был делом избранных, для которого нужны большие деньги и серьезные связи. Теперь бизнес стал предметом более простым и доступным. Растет количество успешных кейсов и интерес к ним. Это видно по запросам в WordStat за прошедший год: число поисковых запросов «история успеха» выросло с 27 до 39 тыс. обращений. 

Где учиться бизнесу?

У тех, кто задался этим вопросом, выбор в действительности невелик. 95,9 % российского предпринимательства приходится на микробизнес. Стартап — это не маленькая копия крупной компании. Задачи начинающего предпринимателя связаны с поиском жизнеспособной бизнес-модели и построением продаж напрямую розничному потребителю. Чтобы открыть торговую точку, предприятие бытовых услуг или заведение общепита, не обязательно несколько лет посвящать изучению больших международных программ, корпоративных финансов и прочих глобальных вещей. На первый план выходит запрос на короткое обучение практическим навыкам, отвечающим на вопрос «Как развить бизнес с нуля?». Традиционное же образование — вузы, программы MBA — видит своей аудиторией менеджеров и руководителей, собственников действующих компаний, нацеленных на развитие управленческих навыков и масштабирование предприятий.

Таким образом, происходит разрыв, при котором вузы и крупные бизнес-школы, ориентированные на фундаментальные программы и требующие серьезных временных и финансовых затрат, не удовлетворяют запрос на базовые предпринимательские навыки.

Пустоту стали заполнять частные образовательные компании, а также программы и курсы, запускаемые популярными спикерами, бизнес-тренерами и коучами. Предложение стало строиться вокруг запроса начинающих предпринимателей на быстрые результаты как в комплексной задаче запуска бизнеса, так и в освоении таких узконаправленных прикладных вещей, как настройка маркетинга, продажа, решений по выходу на электронные площадки и прочее. На работе с начинающими предпринимателями специализируются «Сколково», «Like Центр», City Business School, «Школа продюсеров». Постепенно в качестве дополнительной ниши рынок начали осваивать крупные EdTech-платформы — «Нетология-групп», «Яндекс.Практикум», GeekBrains, Skillbox. 

Про окружение и онлайн 

Онлайн-образование становится доступнее благодаря кросс-платформенным сервисам для обучения. Ученик может выполнять задания с телефона или компьютера в удобное время в любой точке мира. Дополнительной мотивацией к обучению являются живая коммуникация и прямое наставничество, определяющее вектор дальнейшего развития студента. Сюда же подключаются решения, построенные на вовлекающих механиках и симуляции реальных процессов. Это помогает вовлечь, удержать и привести студента к результату.

Еще один важнейший фактор бизнес-образования — окружение — доступен только в офлайн- или как минимум гибридном формате.

Конкурентное преимущество обучающих компаний определяется наличием и масштабом комьюнити, сформированного вокруг образовательной платформы. Окружение определяет настроения, мотивирует, позволяет генерировать идеи, находить поддержку, партнеров, инвесторов.

Как образование влияет на результат

Не все, кто проходит образовательные программы по теме бизнеса, становятся предпринимателями. Как не все выпускники вузов работают по специальности. К слову, статистика примерно похожая. В этом году компания «Like Центр» провела исследование долгосрочных бизнес- и финансовых результатов выпускников (в нем приняли участие 290 выпускников, завершивших обучение по программе «Скорость» от 6 до 12 месяцев назад). Выяснилось, что студенты, которые до обучения не имели предпринимательского опыта, запускают свое первое дело в каждом втором случае. А те, то раньше уже пробовал себя в бизнесе, новую попытку после обучения предпринимают в каждом третьем случае.

В числе ярких примеров из категории «новичков» — Вероника Ратанова из Челябинска. Сейчас Вероника владеет сетью студий косметологии Epilier. Ее путь в бизнесе начался именно с обучения по программам «Like Центра». А до этого она 20 лет проработала в найме, занималась наукой и даже получила степень кандидата физико-математических наук. Первая студия Epilier открылась в 2018 году. Капиталом послужила сумма от продажи единственной квартиры Вероники. Сегодня сеть Epilier представлена в 16 городах России. Сеть развивается на основе франчайзинга, и довольно стремительно. Так выручка сети за десять месяцев 2020 года превысила 147 млн руб., чистая прибыль сети — 53,6 млн руб. Для сравнения, выручка сети за 2019 год составила 24,7 млн руб., а прибыль — 5,7 млн руб.

Елена Лежнева из маленького города Звенигово Республики Марий Эл делала несколько попыток запустить свое дело, но терпела неудачи. Как неоднократно в интервью различным изданиям признавалась Елена, «не хватало знаний для ведения бизнеса, поэтому пошла учиться в бизнес-школу».

Теперь у нее собственный бренд детской одежды Lelu Kids, представленный на крупнейших интернет-площадках, в том числе на Wildberries, и ежегодно растущая выручка компании. За прошлый год оборот Lelu Kids составил 9,5 млн руб., а в 2020 году уже перевалил за 28 млн руб.

204 млн руб. — оборот за 11 месяцев 2020 года компании, которую создал выпускник «Like Центра» Сергей Мирошников. Делу всего два года. Молодой предприниматель из Краснодара начинал бизнес на кредитные 700 тыс. руб. Теперь — имеет сеть шоурумов в 13 городах, владеет собственным производством на 3500 кв. м в Краснодарском крае и готовит к запуску еще один цех на Урале.

прочитать весь текст

Что будет дальше 

Спрос на бизнес-образование в обозримом будущем сохранится. Предпосылок к тому как минимум две. С одной стороны, нет никаких оснований полагать, что россияне утратят интерес к предпринимательству. Особенно если учитывать нацеленность государственной политики на наращивание доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны.

С другой — немалую роль играют усилия частных компаний, научившихся продавать бизнес-образование. Современные компании научились упаковывать продукт и делать образование интересным. Сейчас мы и другие образовательные компании создаем «голубой океан»: насколько интересным будет процесс обучения, настолько высоким будет и спрос.

Что касается вузов, то им, за исключением некоторых ведущих школ, предстоит освоить большой фронт работ, чтобы остаться на рынке: актуализировать образовательный материал, научиться оперативно обновлять и укреплять преподавательский состав, вовлекая действующих предпринимателей, на которых «пойдут» студенты, а также внедрить технологические платформы, которые позволят высшей школе успевать за развитием сегмента EdTech. Одна из «претензий» к высшей школе: слишком большой разрыв между теоретической и практической базой.

Предприниматели хотят учиться у предпринимателей, задавать конкретные вопросы и получать в ответ руководство к действию, основанное на актуальном опыте.

Таким образом, личность преподавателя, носителя знаний, эксперта, мотиватора, тьютора стала важнее места, где знания преподают. Не исключаю, что в скором времени мы увидим больше коллабораций и партнерских проектов вузов и частных онлайн-компаний в сегменте бизнес-образования.

Что касается непосредственно EdTech в сегменте бизнес-образования, то это пока еще недооцененный и незаполненный рынок. Внимание к бизнес-тематике уже проявляют гиганты образовательной отрасли, будут появляться и новые самостоятельные стартапы, что, в свою очередь, привлечет интерес инвесторов.

Еще по теме