Top.Mail.Ru
финансы

Как найти инвестора: пять шагов, чтобы привлечь источники финансирования бизнеса

Фото: Pixabay Фото: Pixabay

Не всегда у человека, имеющего интересную бизнес-идею, есть средства на ее реализацию. Первая мысль, которая приходит в голову, — взять кредит. Но что делать, если это не ваш путь? Выход есть — привлечь внешние источники финансирования.

Но перед новичками встает вопрос: где найти инвестора? Может показаться, что привлечь дополнительные источники финансирования деятельности сложно. Однако многие государственные и коммерческие организации охотно вкладываются в молодые и перспективные стартапы.

Как привлечь деньги

Для того чтобы найти источник финансирования, есть несколько простых шагов:

  • определитесь с целью привлечения инвестиций;

  • выберите подходящий тип инвестирования;

  • подготовьте документы и инвестиционное предложение;

  • проверьте инвестора;

  • заключите соглашение и получите деньги.

Со стороны план кажется простым в реализации. Однако нужно четко понимать, какие именно источники финансирования проекта вы хотите привлечь и зачем. Рассмотрим каждый шаг подробнее.

Цели привлечения инвестиций

Привлечение денежных средств может потребоваться по разным причинам. Важно понимать, что на разных этапах развития бизнеса понадобятся разные инвестиции. Да и инвесторы будут отличаться: кто-то готов вкладываться в разработку прототипа продукта и стартапы, кто-то, напротив, заинтересован в стремительно растущих компаниях, которым деньги нужны для дальнейшего расширения.

По стадиям развития бизнеса цели привлечения инвестиций делятся на следующие категории:

  • Инвестирование на «посевной» стадии. В этом случае деньги требуются на тестирование бизнес-модели, создание прототипов, проведение исследований, формирование команды и т. д.

  • Инвестирование стартапа. На этом этапе средства необходимы для выпуска продукта на рынок. Деньги понадобятся на создание первой партии, рекламу и привлечение клиентов.

  • Инвестирование на стадии расширения. Тут деньги нужны для того, чтобы закрепиться на рынке и наладить производство. Нередко инвестиции направляют на продвижение проекта и расширение штата.

  • Инвестирование на стадии роста. На этом этапе целью получения средств выступает увеличение доли на рынке. Также деньги вкладываются в совершенствование продукта, расширение ассортимента и т. д.

  • Инвестирование на стадии зрелого роста. Чаще всего в этом случае деньги необходимы для того, чтобы вложить их в новые точки роста, масштабировать бизнес, поглощать другие компании или проводить с ними слияние.

Самыми опасными для инвесторов оказываются две первые стадии. По статистике, на этих этапах прогорают до 90% от общего числа проектов. Из-за того, что такие вложения несут серьезные риски для инвестора, найти потенциальных партнеров сложнее всего. Между тем для предпринимателей внешнее финансирование на этом этапе оказывается критически важным.

Какие бывают типы инвестирования

Основных типов инвестирования можно выделить пять. При этом важно хорошо понимать, чем они отличаются друг от друга. В противном случае существует риск не совпасть с инвестором во взглядах и ожиданиях, что чревато серьезными проблемами.

  • Долевое инвестирование. В этом случае инвестор вкладывает деньги в бизнес, чтобы получить в нем свою долю. В обмен на финансирование вы делаете инвестора полноправным совладельцем компании. Бояться такого подхода не стоит. Он подойдет людям, нуждающимся в опытном наставнике, хорошо разбирающемся в отрасли. Ставший совладельцем инвестор сможет принимать решения по управлению компанией, предлагать варианты ее развития и получать дивиденды. Передаваемая инвестору доля бизнеса напрямую зависит от суммы, которую тот вкладывает. Однако не стоит передавать больше половины доли проекта.

  • Долговое (заемное) инвестирование. Речь идет не о банковских кредитах, а о получении суммы от инвестора. Правда, ее также выдадут на определенный срок под проценты. Плюсом такого варианта является то, что вы остаетесь единственным владельцем бизнеса и не будете делиться прибылью в будущем. Минус заключается в том, что такой заем в основном можно получить под залог ценного имущества. В случае неудачи вы потеряете не только бизнес, но и недвижимость или автомобиль.

  • Конвертируемый заем. Этот вариант инвестирования можно назвать гибридным: в нем сочетаются признаки и долевого, и долгового инвестирования. Предпринимателю предоставляется кредит на определенную сумму, но в будущем при наступлении определенных условий инвестор сможет претендовать на долю в компании. В России такая форма инвестирования используется редко.

  • Инвестирование с нефинансовым вознаграждением. Чаще всего подобная схема применяется на краудфандинговых платформах. Суть заключается в том, что в обмен на инвестиции человек, вкладывающий деньги, получает произведенный продукт или бесплатную услугу. Важно понимать, что крупные суммы на таких условиях никто передавать не станет.

  • Гранты и субсидии. Это формы государственной поддержки, позволяющие финансировать проекты, имеющие важное значение для экономики. Их особенность заключается в том, что расходовать средства можно лишь на обозначенные цели. При этом по каждому пункту придется предоставить отчет.

Варианты привлечения средств

Существуют не только различные типы инвестирования, но и разные виды инвесторов. В самом широком смысле в качестве инвестора можно рассматривать даже родственников и друзей, готовых финансово поддержать воплощение вашей идеи.

Чаще всего в этом случае деньги даются в виде займа или в обмен на долю в бизнесе. У такого способа есть и плюсы, и минусы. Положительными моментами является то, что вам не потребуется соблюдать какие-то формальности, достаточно просто встретиться и поговорить. Кроме того, с близким человеком будет более высокий уровень доверия. Однако существующие риски часто отталкивают начинающих бизнесменов от этой идеи, поскольку можно испортить отношения с близкими. Причем как в случае неудачи, так и в случае успеха, если у одной из сторон появятся какие-то претензии.

Существуют также инвесторы, целенаправленно вкладывающие средства в проекты на ранней стадии развития. Неофициально их называют бизнес-ангелами. Как правило, это состоятельные люди, способные полностью покрыть все финансовые нужды вашего стартапа. Интересует таких инвесторов доля в бизнесе, с которой инвестор в будущем сможет получать дивиденды. Еще один вариант — последующая выгодная перепродажа после того, как бизнес вырастет.

Важно понимать, что для привлечения такого инвестора вам потребуется подготовить безупречное финансовое обоснование проекта. Опытный человек не станет вкладывать средства в сомнительную авантюру. Для поиска бизнес-ангелов существуют разнообразные ресурсы: сайты, каталоги и рейтинги. Например, подобный рейтинг публикует Российская венчурная компания. Кроме того, новости о сделках и рейтинги венчурных инвесторов можно найти на специализированных ресурсах и в СМИ вроде Firrma, Rusbase, IncRussia и т. п.

Одним из главных плюсов привлечения такого инвестора является его опытность. Вложивший средства человек напрямую заинтересован в вашем успехе, так что охотно поможет наладить процессы и будет предоставлять необходимые консультации. Среди существенных минусов можно выделить сложности в привлечении бизнес-ангелов, поскольку их не интересуют рядовые инициативы, а также возможность излишнего вмешательства в управленческий процесс и увеличение документооборота.

Еще один популярный вариант — венчурные инвестиции. Обычно к ним прибегают, когда проект уже доказал свою успешность и нацелен на дальнейшее расширение. Венчурный фонд — это компания, профессионально управляющая средствами, предоставленными инвесторами. Как правило, каждый такой фонд специализируется на конкретной отрасли, поэтому важно убедиться, что ваш бизнес попадает в сферу интересов инвестора.

Для привлечения венчурного капитала вам придется составить бизнес-план, подготовить презентацию проекта и написать сопроводительное письмо. Серьезный и ответственный подход к этой работе повышает шансы на то, что инвестор обратит внимание на ваш бизнес.

Венчурное финансирование, как и любой другой вид инвестиций, имеет положительные и негативные аспекты. К плюсам относится возможность получить финансирование в крупном объеме, дающее отличный шанс на развитие бизнеса. Минусы заключаются в том, что венчурные фонды осуществляют строгий отбор, а их внимание сложно привлечь.

Есть инвесторы, которые передают средства на безвозмездной основе. С этой целью они учреждают различные гранты и конкурсы. Но не стоит думать, что вы просто получите нужную сумму без обязательств. Для участия в конкурсе нужно подать заявку, собрать требующийся пакет документов и составить бизнес-план. Важно убедиться, что ваш проект соответствует условиям конкурса. Если вы победили и получили грант, вам придется представлять отчеты инвестору. Тратить деньги можно лишь на то, что вы прописали в бизнес-плане.

Гранты нередко используются для развития стартапа, поскольку позволяют найти средства, сохранив полный контроль над бизнесом в будущем. Однако есть серьезная опасность: иногда предприниматели слишком увлекаются поиском грантового финансирования, что существенно снижает жизнеспособность и самостоятельность бизнеса.

Еще один вариант привлечения средств на этапе создания стартапа — краудфандинг. Дословно этот термин можно перевести как «финансирование толпой», что довольно точно отражает суть метода. Вы размещаете презентацию своего проекта на одной из краудфандинговых платформ и подробно расписываете свои обязательства перед инвесторами. Причем нередко средства в развитие стартапа вкладывают именно физические лица. Иногда пожертвования могут быть даже безвозмездными, порой взамен инвестор получает продукт или услугу. Главный риск в случае с краудфандингом — если авторские права не защищены, вашу идею могут украсть.

Подготовка документов

Заняться подготовкой документов можно параллельно с поиском инвестора. Однако начинать стоит после того, как вы выбрали для себя подходящий вариант. В случае с госпрограммами, предоставляющими гранты, можно заранее посмотреть все их требования.

Если же вы решили попытаться привлечь группу инвесторов или частное лицо, понадобится презентация проекта и финансовый план. Его же называют бизнес-планом. В идеале нужно разработать не один план, а три: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Это позволит инвестору более полно оценить все риски. Важно понимать, что на третий вариант бизнес-плана все будут обращать особое внимание.

Огромную роль при составлении документации играет форма подачи информации. Избегайте громоздких таблиц, способных оттолкнуть потенциального инвестора. Все необходимые данные должны восприниматься легко.

Презентация проекта должна отвечать на вопросы, которые заинтересуют любого инвестора:

  • В чем заключается уникальность вашей идеи?

  • Что представляет собой ваш бизнес-план?

  • Кто будет руководить проектом? Достаточно ли у этого человека опыта?

  • Какие планируются обороты производства? Какую прибыль вы ожидаете? Сколько закладываете на издержки?

  • В чем выгода для самого инвестора?

  • Что гарантирует выживаемость бизнеса?

Кроме того, в презентации нужно показать инвестору и потенциальные сценарии по его выходу из бизнеса. Имейте в виду, что его ожидаемая прибыль должна превосходить доход от процентов по банковским вкладам. В противном случае инвестировать в ваш проект ему будет просто нецелесообразно.

Еще один важный аспект — питч. Это небольшой рассказ о бизнесе. В питче кратко и лаконично должна содержаться вся необходимая информация: стадии проекта, бизнес-модель, инвестиционное предложение, оценка рынка и конкурентов, сведения о команде, которая будет заниматься развитием стартапа и т. д.

Презентовать проект инвестору должен человек, умеющий работать с аудиторией и разбирающийся в вопросе. Нельзя просто привлечь со стороны кого-то, способного хорошо держаться на публике. Инвесторы могут задать уточняющие вопросы, на которые будут ожидать четкого и честного ответа.

Проверка инвестора

Стоит сказать, что не только инвестор несет риски. Найти финансирование на развитие бизнеса лишь половина задачи. Важно не просто получить деньги, но и убедиться, что человек или компания подходят вам в качестве партнера по проекту.

Не соглашайтесь на сотрудничество с первым встречным. Наведите справки об инвесторе: узнайте, как он ведет дела, как управляет командой, насколько хорошо он разбирается в рынке, есть ли у него в портфеле успешные инвестпроекты и т. д. Не стоит бояться, что будущий партнер узнает о подобной «разведке», адекватный инвестор воспримет такой подход положительно, убедившись, что вы серьезно относитесь к предстоящей сделке.

Как могут обмануть стартапера

Уникальную и интересную идею могут украсть. Это первое, чего должен опасаться каждый предприниматель, ищущий инвестора. Если вы проводите уже не первую встречу с потенциальным инвестором, а вам снова задают вопросы, касающиеся технологических процессов, это повод поставить переговоры на паузу. Стоит насторожиться и во время визитов больших делегаций. Это не всегда означает интерес к вашему продукту, а может быть лишь попыткой отвлечь внимание.

Для того чтобы обезопасить себя, предложите подписать договор о неразглашении или соглашение о намерениях. Конкуренты, задумавшие похитить вашу идею, откажутся подписывать документы. А вот инвесторов, заинтересованных в проекте, этот процесс не смутит.

Еще один вариант защиты интеллектуальной собственности — регистрация изобретения в патентном бюро.

Однако на краже идеи потенциальные риски не заканчиваются. С осторожностью стоит относиться и к совместному ведению бизнеса. Например, потенциальный инвестор может предложить создать под ваш проект совместное предприятие, которое будет владеть правами на разработку, пообещав вернуть все по рыночной стоимости, если сделка «не выгорит». На деле же вы можете оказаться в невыгодном положении.

Да и чрезмерное вмешательство инвестора в рабочие процессы может создать проблемы, особенно если у партнера в собственности солидная доля в компании.

Где получить необходимые знания

Существует множество бизнес-инкубаторов и акселераторов, выступающих площадками для ускоренного обучения стартаперов. Управлять бизнес-инкубаторами могут университеты, некоммерческие и государственные учреждения, крупные корпорации и венчурные фирмы.

Их задача — научить начинающих предпринимателей грамотно анализировать рынок, помочь доработать концепцию и бизнес-модель продукта, найти полезные связи среди инвесторов, а иногда и отыскать первых заказчиков. Пакет услуг, которые предоставляет бизнес-инкубатор, зависит от его вида.

Коммерческие акселераторы практикуют более жесткий отбор кандидатов и тщательно их контролируют. Такие организации помогают запустить бизнес под эгидой крупной компании, которая окажет стартапу всестороннее содействие.

Еще по теме