Как открыть бизнес по франшизе: инструкция
У человека, желающего открыть собственное дело, есть несколько вариантов. Можно создать компанию с нуля, открыв для этого ИП или ООО, можно перекупить уже готовую фирму. Но есть и третий вариант — франшиза.
Существует несколько шагов, которые необходимо выполнить любому новичку, решившему стать франчайзи. Важно понимать, что универсальных советов нет, поскольку в бизнесе ключом к успеху является и опыт, и умение подобрать квалифицированный персонал, и даже везение. Вряд ли у вас получится предугадать абсолютно все риски, но ознакомиться с правилами, опытным путем выведенными другими людьми, будет не лишним.
Что такое франшиза
Франшиза — это право вести бизнес под брендом другой компании, использовать ее технологии и бизнес-модель. Иными словами это бизнес, который кто-то уже запустил и успешно масштабирует. За определенную плату предприниматель может открыть компанию, аналогичную уже существующей, используя при этом чужой опыт и ресурсы.
В этом случае продавца будут называть франчайзер, а покупателя — франчайзи.
Покупка франшизы позволяет предпринимателю использовать действующий товарный знак, дает доступ к технологиям производства, базе знаний по необходимым бизнес-процессам и т. д. Нередко франчайзеры также помогают выбрать помещение для нового бизнеса, нанять и обучить персонал, наладить рекламную кампанию, предоставляют необходимое оборудование и консультации юриста.
Этот набор не будет универсальным — все зависит от конкретного франчайзера. Выяснить, какое сопровождение предоставляет продавец, лучше до того, как будет куплена франшиза. В противном случае есть риск, что вам достанется только товарный знак, а решать остальные вопросы придется так же, как если бы вы открывали бизнес самостоятельно.
Но у приобретения франшизы есть плюсы. Вы можете оперативно стартовать, сэкономить время и деньги, а также быстрее выйти на окупаемость.
Популярные направления франшиз
В теории работать по франшизе может почти любой бренд. Однако есть популярные направления, в которых такой подход к работе чаще оказывается успешным. Среди них можно выделить:
общепит;
продуктовые магазины;
спортивные магазины;
медицинские центры;
пункты выдачи маркетплейсов;
салоны красоты;
частные школы;
химчистки;
автосервисы;
фитнес-клубы.
Это лишь примерный список. На практике будущий владелец бизнеса может выбрать сферу, в которой ему будет интересно работать.
Какие бывают франшизы
Перечисленные выше сферы деятельности — только один пример деления франшиз. В широком смысле они делятся на три вида: товарные, сервисные и производственные (первые две встречаются на рынке гораздо чаще).
Приобретение товарной франшизы подразумевает покупку у головной компании права на продажу ее товаров под ее торговой маркой. К сервисным относят франшизы, в которых управляющая компания масштабирует свои технологии предоставления какой-либо услуги, а франчайзер является экспертом в технологии оказания услуги. При производственном франчайзинге (наиболее редко встречающемся на рынке) владелец передает франчайзи запатентованные технологии и сырье для производства того или иного продукта, чтобы покупатель сам произвел товар, который впоследствии будет реализован под торговой маркой головного игрока.
По количеству точек, доступных для открытия франчайзи, можно выделить:
Прямые франшизы. В этом случае оплаченный взнос позволяет открыть только одну точку. За каждую новую придется платить отдельно.
Мультифраншизы. Количество точек определяется договором. Это может быть не фиксированное число, а, например, договоренность о том, что франчайзи работает в пределах одного района или города.
Третий вариант деления франшиз касается характера отношений между продавцом и покупателем товарного знака. Наиболее часто встречаются:
Стандартные франшизы. В этом случае владелец бизнеса обязуется четко следовать инструкциям, полученным от франчайзера.
Свободные. Владелец бизнеса может развивать его по своему усмотрению, используя бренд.
«Под ключ». Этот вариант подойдет тем, кто еще ничего не знает о бизнесе, поскольку франчайзер обязуется сделать все, что необходимо для запуска точки.
Аренда. Принцип схож с предыдущим, однако владеть бизнесом франчайзи в этом случае не будет, являясь управляющим.
Мастер-франшиза. У франчайзи есть право перепродавать бизнес-модели и товарный знак, а также открывать неограниченное количество точек на определенной территории.
Корпоративные франшизы. Контролировать ведение бизнеса франчайзи может, однако все решения требуется согласовывать с франчайзером.
Франшиза с точки зрения закона
В законодательстве РФ понятия «франшиза» нет, поэтому все отношения между продавцом и покупателем в этом случае регулируются договором коммерческой концессии. Он и позволяет франчайзеру передавать права на использование товарного знака, делиться секретами производства и т. д. Для удобства договор коммерческой концессии можно называть «договором франшизы», однако не стоит забывать, что это название обиходное и находится вне правового поля.
Открытие бизнеса по франшизе
На первом этапе стороны должны подписать «договор франшизы», после чего франчайзер передает неисключительные права на использование товарного знака и т. д. Без этого работать под существующим брендом вы просто не сможете.
Условия договора считаются выполненными, если франчайзер передал все, что в нем прописано. Поэтому важно убедиться, что предоставление неисключительных прав на товарный знак указано в документе отдельным пунктом.
Процесс открытия бизнеса после подписания договора можно разделить на три этапа:
Франчайзи вносит стартовую плату за доступ к сведениям компании, составляющим коммерческую тайну (паушальный взнос).
Франчайзер передает всю необходимую информацию, оборудование и т. д. в соответствии с договором.
Происходит запуск бизнеса.
В процессе, разумеется, могут возникнуть непредвиденные трудности. Поэтому ответственные франчайзеры, которым небезразлична судьба бизнеса, развиваемого под их товарным знаком, помогают новичкам на старте, следят за соблюдением стандартов франшизы и контролируют работу.
Сколько стоит франшиза
Общая стоимость франшизы складывается из нескольких платежей. Их размер и соотношение друг к другу могут быть самыми разными: невозможно определить универсальную цену, которую придется потратить на открытие бизнеса по франшизе.
Чтобы понять, сколько стоит франшиза, которая интересует вас, нужно определить размер трех основных пунктов трат: паушального взноса, роялти и стартовых инвестиций.
Паушальный взнос — единовременный платеж за возможность присоединения к франшизе. Его размер зависит от того, что именно по договору вам предоставляет франчайзер. Например, в паушальный взнос могут быть заложены расходы на оборудование, которое вам передаст продавец франшизы.
Роялти — это платежи, которые франчайзи вносит регулярно. Они являются платой за сопровождение бизнеса, которое оказывает франчайзер. Речь идет о проведении рекламных кампаний, обучении сотрудников и т. д.
Чаще всего размер роялти может составлять от 4 до 15% от дохода или чистой прибыли. Однако сумма может быть и фиксированной.
Важно понимать, что все решения, касающиеся паушального взноса и роялти, принимает франчайзер. Они зависят от того, как именно продавец планирует заработать на продаже франшизы. Если он хочет получать роялти или будет выступать единственным поставщиком для точки, открытой по франшизе, паушальный взнос может отсутствовать или быть весьма небольшим. Бывают и обратные ситуации, когда продавца интересует паушальный взнос, а роялти отсутствует. В этом случае участие франчайзера в ведении нового бизнеса, как правило, заканчивается на предоставлении прав на использование торговой марки.
Третий вариант расходов на открытие франшизы — стартовые инвестиции. Они определяются после составления бизнес-плана на локацию. В стартовые инвестиции входят все расходы на открытие новой точки за исключением паушального взноса: открытие ИП или ООО, закупка товара, приобретение и ремонт помещения и т. д.
Перед покупкой франшизы можно узнать примерную сумму стартовых инвестиций, однако нужно иметь определенную подушку безопасности, поскольку всегда могут возникнуть непредвиденные расходы.
Кому подойдет франчайзинг
Четкого ответа на вопрос о том, что лучше — франшиза или собственный бизнес, нет. Если у вас есть уникальная идея и вы готовы рискнуть, разумнее уйти «в свободное плавание». Однако в ряде случаев франшиза может оказаться более разумным решением. Кому подойдет этот вариант?
Тем, кто хочет снизить риски.
Тем, кто никогда прежде не вел собственный бизнес и не обладает нужными знаниями.
Тем, кто не хочет тратить время на проработку собственных бизнес-процессов.
Тем, кто столкнулся с неудачным бизнес-опытом в прошлом и ищет большей стабильности.
Фанатам определенного бренда, желающим стать частью компании.
Опытных бизнесменов, имеющих в своем портфеле успешные проекты, франшиза вряд ли устроит. У таких людей, как правило, уже выработаны собственные подходы к ведению бизнеса, и они могут не совпасть с точкой зрения франчайзера.
Минусы открытия бизнеса по франшизе
Высокие стартовые вложения. В ряде случаев открытие собственного бизнеса может обойтись дешевле, чем покупка франшизы. Например, при высоком паушальном взносе.
Зависимость от сети. Проблемы головной компании неминуемо отразятся и на подразделениях, открытых по франшизе. Существенный риск — возможное масштабирование деятельности и уход бренда из страны. С такими проблемами некоторые франчайзи столкнулись в 2022 году. В результате многим из них пришлось менять торговую марку и стратегию работы.
Ограниченная свобода действий. В некоторых случаях условия франшизы предполагают следование определенным стандартам, отклонение от которых будет считаться нарушением. Это могут быть требования к дизайну, установке мебели и оборудования, способу общения с клиентами и т. д. Если все эти пункты прописаны в договоре, изменить подход уже не получится.
Самым главным риском остается недобросовестное отношение франчайзера. От покупателя франшизы могут скрыть сведения о том, что у точек, работающих под этим брендом, низкая доходность, а также не предоставить всю информацию, необходимую для работы.
Как найти подходящую франшизу
Определиться с выбором франшизы намного легче, если вы фанат конкретного бренда. В этом случае будет достаточно зайти на сайт компании. Зачастую всю полезную информацию об условиях и требованиях вы сможете найти там.
Если же есть возможность и желание вложиться в какой-то бизнес, но сам бренд не играет для вас первостепенную роль, можно изучить варианты, представленные на специальных ресурсах.
Первый способ поиска — магазин франшиз. Принцип работы будет схож с обычными онлайн-магазинами. На таких сайтах собраны тысячи предложений, кратко описаны условия покупки. Правда, информация может оказаться устаревшей или недостоверной, поэтому перед покупкой франшизы все же стоит внимательно изучить договор.
Плюсом магазинов и каталогов франшиз будет возможность настроить поиск по определенным критериям. Вы можете подыскать подходящие варианты с учетом интересующего направления деятельности, доступного объема инвестиций, срока окупаемости и даже площади помещения, если оно предоставляется франчайзером.
Второй способ — специальные онлайн-выставки. Это мероприятия, которые устраивают франчайзеры, для того чтобы презентовать свою сеть. Их преимущество в том, что представитель компании может ответить на все интересующие вопросы. Получить информацию о готовящихся онлайн-выставках можно на сайте Российской ассоциации франчайзинга.
На что обращать внимание при выборе франшизы
Чтобы бизнес не стал пустой тратой денег, стоит обращать внимание на несколько условий:
Способна ли франшиза работать в вашем регионе. Для этого нужно учитывать спрос в конкретной местности и узнаваемость бренда.
Сколько времени занимает развитие компании по франшизе. Узнайте, в какие сроки торговая точка этого бренда в среднем выходит на окупаемость, какой размер составляет чистая прибыль. Можно запросить отчетность у самого франчайзера, а можно ознакомиться с информацией на государственном ресурсе бухгалтерской отчетности — ГИРБО.
Оцените конкурентов. Изучите рынок и подумайте о том, какие компании в вашем регионе ведут схожий бизнес. Присмотритесь, как у них идут дела.
Пообщайтесь с действующими франчайзи. Их представителей можно поискать в соцсетях. Еще один вариант — посетить точки в качестве клиента.
Проверьте франчайзера по картотеке судебных дел. Не стоит пугаться, если у компании в прошлом были судебные тяжбы. Ознакомьтесь с определениями суда, оцените, какие претензии были у сторон, и подумайте о том, может ли это представлять риски именно для вашего бизнеса.
Изучите договор франчайзинга. Вы можете запросить шаблон договора до того, как у вас появятся предварительные договоренности с продавцом. Лучше всего ознакомиться с содержанием договора вместе с юристом.
Права франчайзи
Полный перечень областей, которые покупатель франшизы сможет контролировать, будет указан в договоре. Однако есть важные моменты, на которые стоит обратить внимание.
Выбор поставщика. Убедитесь, что договором предусмотрена такая опция, поскольку возможны ситуации, когда франчайзер навязывает поставщика, выгодного ему, а не покупателю франшизы.
Запрет на конкуренцию. В договоре обязательно должен быть пункт, в соответствии с которым рядом с действующей точкой не могут работать другие франчайзи и партнеры сети. В противном случае создаются риски дополнительной конкуренции.
Гарантия сопровождения. Безусловным правом франчайзи поддержка франшизы со стороны продавца не является, поэтому нужно удостовериться, что это прописано в договоре.
Компенсация. Для снижения рисков на случай банкротства франчайзера или его ухода с рынка в договоре стоит прописать право франчайзи на получение выплаты. Ее минимальный размер должен компенсировать первоначальные вложения в бизнес, а в идеале компенсация должна покрывать потерю реальной компании.
Права франчайзера
Есть множество аспектов, которые может контролировать продавец франшизы при условии, что это прописано в договоре. Вот некоторые из них:
Планировка и дизайн помещения. В случае с некоторыми брендами узнаваемость зависит даже от элементов интерьера. Плюс единых требований к обстановке точки, открытой по франшизе, в том, что ответственные франчайзеры могут самостоятельно подготовить дизайн-проект под конкретное помещение.
Выбор партнеров. Франчайзер может отказать вам в покупке франшизы на любом основании, не противоречащем законодательству.
Отбор персонала. Продавцы франшизы имеют право обучать нанятых в конкретную точку сотрудников, чтобы убедиться, что те следуют установленным стандартам. Иногда этот аспект важен для сохранения репутации бренда.
Контроль качества. Несоответствие товаров и услуг действующим стандартам может негативно повлиять на репутацию всей сети. По этой причине франчайзер имеет право штрафовать франчайзи в случае выявления нарушений или даже расторгнуть договор.
Основания для прекращения договора
Некоторые франшизы предоставляют покупателю права на бренд на конкретный срок. В иных случаях четких временных рамок нет: работа продолжается до тех пор, пока одна из сторон не решит расторгнуть договор.
Прекратить его действие можно тремя способами:
По соглашению. В этом случае одна сторона предлагает другой прекратить сотрудничество, они договариваются о том, на каких условиях будет остановлена работа франшизы, и подписывают все необходимые документы.
По уведомлению. К этому способу прибегают, если мирно договориться не получилось. Любая сторона может расторгнуть договор франшизы, уведомив об этом второго партнера за полгода (если ранее не был прописан иной срок).
Через суд. Этот вариант используется при нарушении условий договора. Частными примерами могут быть ситуации, когда франчайзер оказал меньшую поддержку франшизы, чем обещал, или случаи, при которых франчайзи нанес ущерб репутации бренда.
Обычно последствия расторжения договора прописываются заранее. Например, франчайзи обязуется вернуть оборудование или в определенный срок освободить помещение и снять вывески.