Как открыть бизнес по франшизе: инструкция

У человека, желающего открыть собственное дело, есть несколько вариантов. Можно создать компанию с нуля, открыв для этого ИП или ООО, можно перекупить уже готовую фирму. Но есть и третий вариант — франшиза. 

Существует несколько шагов, которые необходимо выполнить любому новичку, решившему стать франчайзи. Важно понимать, что универсальных советов нет, поскольку в бизнесе ключом к успеху является и опыт, и умение подобрать квалифицированный персонал, и даже везение. Вряд ли у вас получится предугадать абсолютно все риски, но ознакомиться с правилами, опытным путем выведенными другими людьми, будет не лишним.

Что такое франшиза

Франшиза — это право вести бизнес под брендом другой компании, использовать ее технологии и бизнес-модель. Иными словами это бизнес, который кто-то уже запустил и успешно масштабирует. За определенную плату предприниматель может открыть компанию, аналогичную уже существующей, используя при этом чужой опыт и ресурсы.

В этом случае продавца будут называть франчайзер, а покупателя — франчайзи.

Покупка франшизы позволяет предпринимателю использовать действующий товарный знак, дает доступ к технологиям производства, базе знаний по необходимым бизнес-процессам и т. д. Нередко франчайзеры также помогают выбрать помещение для нового бизнеса, нанять и обучить персонал, наладить рекламную кампанию, предоставляют необходимое оборудование и консультации юриста.

Этот набор не будет универсальным — все зависит от конкретного франчайзера. Выяснить, какое сопровождение предоставляет продавец, лучше до того, как будет куплена франшиза. В противном случае есть риск, что вам достанется только товарный знак, а решать остальные вопросы придется так же, как если бы вы открывали бизнес самостоятельно.

Но у приобретения франшизы есть плюсы. Вы можете оперативно стартовать, сэкономить время и деньги, а также быстрее выйти на окупаемость.

Популярные направления франшиз

В теории работать по франшизе может почти любой бренд. Однако есть популярные направления, в которых такой подход к работе чаще оказывается успешным. Среди них можно выделить:

Это лишь примерный список. На практике будущий владелец бизнеса может выбрать сферу, в которой ему будет интересно работать.

Какие бывают франшизы

Перечисленные выше сферы деятельности — только один пример деления франшиз. В широком смысле они делятся на три вида: товарные, сервисные и производственные (первые две встречаются на рынке гораздо чаще).

Приобретение товарной франшизы подразумевает покупку у головной компании права на продажу ее товаров под ее торговой маркой. К сервисным относят франшизы, в которых управляющая компания масштабирует свои технологии предоставления какой-либо услуги, а франчайзер является экспертом в технологии оказания услуги. При производственном франчайзинге (наиболее редко встречающемся на рынке) владелец передает франчайзи запатентованные технологии и сырье для производства того или иного продукта, чтобы покупатель сам произвел товар, который впоследствии будет реализован под торговой маркой головного игрока.

По количеству точек, доступных для открытия франчайзи, можно выделить:

Третий вариант деления франшиз касается характера отношений между продавцом и покупателем товарного знака. Наиболее часто встречаются:

Франшиза с точки зрения закона

В законодательстве РФ понятия «франшиза» нет, поэтому все отношения между продавцом и покупателем в этом случае регулируются договором коммерческой концессии. Он и позволяет франчайзеру передавать права на использование товарного знака, делиться секретами производства и т. д. Для удобства договор коммерческой концессии можно называть «договором франшизы», однако не стоит забывать, что это название обиходное и находится вне правового поля.

Открытие бизнеса по франшизе

На первом этапе стороны должны подписать «договор франшизы», после чего франчайзер передает неисключительные права на использование товарного знака и т. д. Без этого работать под существующим брендом вы просто не сможете.

Условия договора считаются выполненными, если франчайзер передал все, что в нем прописано. Поэтому важно убедиться, что предоставление неисключительных прав на товарный знак указано в документе отдельным пунктом.

Процесс открытия бизнеса после подписания договора можно разделить на три этапа:

В процессе, разумеется, могут возникнуть непредвиденные трудности. Поэтому ответственные франчайзеры, которым небезразлична судьба бизнеса, развиваемого под их товарным знаком, помогают новичкам на старте, следят за соблюдением стандартов франшизы и контролируют работу.

Сколько стоит франшиза

Общая стоимость франшизы складывается из нескольких платежей. Их размер и соотношение друг к другу могут быть самыми разными: невозможно определить универсальную цену, которую придется потратить на открытие бизнеса по франшизе.

Чтобы понять, сколько стоит франшиза, которая интересует вас, нужно определить размер трех основных пунктов трат: паушального взноса, роялти и стартовых инвестиций.

Паушальный взнос — единовременный платеж за возможность присоединения к франшизе. Его размер зависит от того, что именно по договору вам предоставляет франчайзер. Например, в паушальный взнос могут быть заложены расходы на оборудование, которое вам передаст продавец франшизы.

Роялти — это платежи, которые франчайзи вносит регулярно. Они являются платой за сопровождение бизнеса, которое оказывает франчайзер. Речь идет о проведении рекламных кампаний, обучении сотрудников и т. д.

Чаще всего размер роялти может составлять от 4 до 15% от дохода или чистой прибыли. Однако сумма может быть и фиксированной.

Важно понимать, что все решения, касающиеся паушального взноса и роялти, принимает франчайзер. Они зависят от того, как именно продавец планирует заработать на продаже франшизы. Если он хочет получать роялти или будет выступать единственным поставщиком для точки, открытой по франшизе, паушальный взнос может отсутствовать или быть весьма небольшим. Бывают и обратные ситуации, когда продавца интересует паушальный взнос, а роялти отсутствует. В этом случае участие франчайзера в ведении нового бизнеса, как правило, заканчивается на предоставлении прав на использование торговой марки.

Третий вариант расходов на открытие франшизы — стартовые инвестиции. Они определяются после составления бизнес-плана на локацию. В стартовые инвестиции входят все расходы на открытие новой точки за исключением паушального взноса: открытие ИП или ООО, закупка товара, приобретение и ремонт помещения и т. д.

Перед покупкой франшизы можно узнать примерную сумму стартовых инвестиций, однако нужно иметь определенную подушку безопасности, поскольку всегда могут возникнуть непредвиденные расходы.

Кому подойдет франчайзинг

Четкого ответа на вопрос о том, что лучше — франшиза или собственный бизнес, нет. Если у вас есть уникальная идея и вы готовы рискнуть, разумнее уйти «в свободное плавание». Однако в ряде случаев франшиза может оказаться более разумным решением. Кому подойдет этот вариант?

Опытных бизнесменов, имеющих в своем портфеле успешные проекты, франшиза вряд ли устроит. У таких людей, как правило, уже выработаны собственные подходы к ведению бизнеса, и они могут не совпасть с точкой зрения франчайзера.

Минусы открытия бизнеса по франшизе

Самым главным риском остается недобросовестное отношение франчайзера. От покупателя франшизы могут скрыть сведения о том, что у точек, работающих под этим брендом, низкая доходность, а также не предоставить всю информацию, необходимую для работы.

Как найти подходящую франшизу

Определиться с выбором франшизы намного легче, если вы фанат конкретного бренда. В этом случае будет достаточно зайти на сайт компании. Зачастую всю полезную информацию об условиях и требованиях вы сможете найти там.

Если же есть возможность и желание вложиться в какой-то бизнес, но сам бренд не играет для вас первостепенную роль, можно изучить варианты, представленные на специальных ресурсах.

Первый способ поиска — магазин франшиз. Принцип работы будет схож с обычными онлайн-магазинами. На таких сайтах собраны тысячи предложений, кратко описаны условия покупки. Правда, информация может оказаться устаревшей или недостоверной, поэтому перед покупкой франшизы все же стоит внимательно изучить договор.

Плюсом магазинов и каталогов франшиз будет возможность настроить поиск по определенным критериям. Вы можете подыскать подходящие варианты с учетом интересующего направления деятельности, доступного объема инвестиций, срока окупаемости и даже площади помещения, если оно предоставляется франчайзером.

Второй способ — специальные онлайн-выставки. Это мероприятия, которые устраивают франчайзеры, для того чтобы презентовать свою сеть. Их преимущество в том, что представитель компании может ответить на все интересующие вопросы. Получить информацию о готовящихся онлайн-выставках можно на сайте Российской ассоциации франчайзинга.

На что обращать внимание при выборе франшизы

Чтобы бизнес не стал пустой тратой денег, стоит обращать внимание на несколько условий:

Права франчайзи

Полный перечень областей, которые покупатель франшизы сможет контролировать, будет указан в договоре. Однако есть важные моменты, на которые стоит обратить внимание.

Права франчайзера

Есть множество аспектов, которые может контролировать продавец франшизы при условии, что это прописано в договоре. Вот некоторые из них:

Основания для прекращения договора

Некоторые франшизы предоставляют покупателю права на бренд на конкретный срок. В иных случаях четких временных рамок нет: работа продолжается до тех пор, пока одна из сторон не решит расторгнуть договор.

Прекратить его действие можно тремя способами:

Обычно последствия расторжения договора прописываются заранее. Например, франчайзи обязуется вернуть оборудование или в определенный срок освободить помещение и снять вывески.