Как построить финансовую пирамиду
Появление криптовалют и расцвет фондового рынка вывели финансовые пирамиды на новый уровень. Нетленная фраза Гектора Гекко из фильма «Уолл-стрит» «Жадность — это хорошо» за 30 лет не потеряла своей актуальности. Одни хотят быстро и легко заработать на росте чего-то малопонятного, другие хотят заработать на них самих.
Материал носит аналитический характер.
Не является руководством к действию.
Организация финансовых пирамид является уголовно наказуемым деянием.
Слова «инвестиции с высокой доходностью» действуют на не слишком финансово образованных россиян XXI века как слово МММ — на их родителей в веке XX. Хотя суть и там, и там одна, и сегодняшние финансовые пирамиды отличаются от своих предшественниц только внешним видом и инструментами отъема денег.
В основе современной финансовой пирамиды — сетевой маркетинг (от англ. — multilevel marketing, MLM) и развитие криптовалютного рынка. MLM-команда привлекает деньги вкладчиков, а криптовалюта является инструментом для вывода денег. Все это загоняется под фасад видимости современного высокодоходного бизнеса — например, инвесткомпании, торгующей на бирже, или фонда, инвестирующего в зарубежную недвижимость.
Если вы хотите узнать, как мошенники поднимают деньги на вашей жадности, — пройдите вместе с нами эти десять шагов.
Шаг 1. Зарегистрируйте компанию
Самый примитивный, но, как ни странно, рабочий вариант — прямо заявить потенциальным инвесторам, что проект — финансовая пирамида. Так сделал создатель МММ Сергей Мавроди, открывая МММ-2011. Вопреки здравому смыслу, заявление о пирамиде не помешало, со слов Мавроди, привлечь за полгода более чем полмиллиона инвесторов.
Правда, такой проект будет жить недолго, поскольку ЦБ внимательно следит за «организациями с признаками финансовой пирамиды». И здесь не ждите прихода типичных вкладчиков‑«пассивщиков» — вами, скорее всего, заинтересуются инвесторы-экстремалы. Они знают, что вкладываются в рискованный проект, а зарабатывают тем, что вовремя «выпрыгивают» из пирамиды. Перед самым ее закрытием «экстремалы» успевают вывести все — и сам депозит, и обещанные проценты. Вам достанется только то, что не успели вывести обычные вкладчики.
Второй путь — бизнес-мимикрия. Дайте своему проекту малопонятное название из английских слов и аббревиатур — например, Golden Lion Ltd. или PT.Plc (от англ. — Professional Traders). Вашим потенциальным жертвам неизвестно, что аббревиатуры «Ltd» и «Plc» — всего лишь аналоги российских ООО и ОАО, но впечатление они до сих пор производят гипнотическое.
Зарегистрируйте компанию — благо, это делается быстро и практически ничего не стоит. В России с минимальным уставным капиталом и разовой госпошлиной это обойдется минимум в 14 тыс. рублей.
424
финансовые пирамиды
выявил ЦБ за девять месяцев 2021 года
Для игры на более высоком уровне можно воспользоваться другими юрисдикциями, которые гарантируют большую безопасность, и где введена пониженная ставка налога на прибыль. Для максимальной реалистичности бизнеса там же можно получить лицензию поставщика финансовых услуг. Правда, и порядок цифр там выше в разы — к примеру, в Эстонии готовая компания с лицензиями на криптовалюты будет стоить от €8950. Не менее $59,5 тыс. придется заплатить за регистрацию финансовой компании на Сент-Люсии. С Кипром все еще сложнее: только за регистрацию финансовой компании с возможностью консультировать клиентов необходим минимальный капитал в €50 тыс.
Не все создатели финансовых пирамид готовы к таким тратам на старте. Некоторые не доходят даже до регистрации компании — им хватает зомбо-таланта объяснить инвесторам, что проект — «сообщество единомышленников», а не компания, поэтому юридического лица может и не быть. Так, отсутствие юрлица не помешало инвестпроекту «РОЙ Клуб» привлечь не менее 270 тыс. вкладчиков и попасть в «черный список» Центробанка.
Шаг 2. Арендуйте офис
Аренда офиса до 50 м2 в Москве обойдется минимум в 50 тыс. рублей в месяц, в Подмосковье — 25 тыс. рублей. В регионах аренда коммерческой недвижимости ниже — так, в Ростове-на-Дону аренда офисного помещения в 90 м2 будет стоит около 35 тыс. рублей в месяц. Базовый комплект оргтехники для офиса можно купить б/у у любой разорившейся компании за 15–20 тыс. рублей.
Но если вы хотите привлечь вкладчиков с большими деньгами, то место вашего офиса — в «Москва-Сити». За аренду там стометрового офиса вы заплатите не менее 300 тыс. рублей, а если повезет, то он уже будет укомплектован всем необходимым — от компьютеров до кофеварки, которые достанутся вам от прошлой чужой пирамиды. За эти деньги вы добьетесь того, что вкладчики, которые будут приезжать на условный 57 этаж небоскреба в офис класса А+, будут чувствовать себя серьезными инвесторами и с большей вероятностью принесут вам больше денег.
Шаг 3. Наберите команду
Почти за каждой современной финансовой пирамидой стоит человек, чье имя неизвестно — мозг и основной бенефициар. В интересах основателя — не выдавать свою причастность к пирамиде. На виду будет команда — и от того, как правильно ее подберете, будет зависеть то, сколько заработаете.
Какую бы гениальную пирамиду вы ни придумали, вам не обойтись только кассирами, принимающими деньги инвесторов. Здесь понадобятся профессионалы.
Во‑первых, «зазывалы», как их называют на МЛМ-жаргоне. Сами себя они предпочитают называть лидерами. Это десятки или даже сотни человек, заманивающих в ваш проект людей, желающих легко и быстро заработать. Размер заработка такого человека напрямую зависит от количества инвесторов, которых он привел, — больше людей вовлек, больше денег заработал. Система их вознаграждения взята из классического МЛМ и называется «реферальная программа». Не тратьте время на разработку собственной — просто купите за 10–20 тысяч рублей одно из готовых решений, которые кочуют от пирамиды к пирамиде. Вам удобнее, да и для зазывал она привычна и понятна.
Зазывалы — это профессия. Они умеют создать полную видимость реального бизнеса, и им неважно, какой проект продавать. Как только одна пирамида рушится, они переходят в новую, иногда даже со старыми вкладчиками. Их собственный HR-рынок довольно узкий, все друг друга знают. Метод их рекрутирования прост: дайте хорошие условия одному крупному зазывале, и он позовет в ваш проект других своих коллег.
Во‑вторых, вам нужна «говорящая голова» — он же номинальный организатор, лицо компании. Именно номиналы ведут прямые эфиры, читают лекции на вебинарах, рассказывают о прошлом и будущем проекта. Выбирать нужно из харизматичных людей, вызывающих симпатию и влюбляющих в себя. Чем сильнее его личное очарование, тем дольше будет жить пирамида.
«Лидеры-профессионалы» — долларовые миллионеры. На каждом крупном проекте они зарабатывают в среднем $1 млн
Несмотря на риск оказаться за решеткой, «номиналы» стоят недорого.
В‑третьих, нужны юрист и хороший системный администратор. Одинаково важны оба: первый снимает юридические риски, второй отвечает за работу сайта. Если сайт упадет хотя бы на несколько часов, это сразу вызовет волнение среди вкладчиков.
И последнее — и очень важное — собственная служба безопасности. На эту позицию вам нужен человек, имеющий связи с правоохранительными органами на федеральном уровне. Региональные силовики не подойдут — они бесполезны, если вами заинтересуются из «центра». Задача службы безопасности — создать режим максимального благоприятствования для работы. Это значит договариваться с силовиками, решать проблемы «на местах» и постоянно мониторить, нет ли к вашей деятельности интереса со стороны правоохранительных органов.
Вы также можете привлечь людей, имитирующих деятельность на биржах. Результаты их работы вы будете публиковать в соцсетях как подтверждение профессионализма своих брокеров. Но это уже факультативно и больше относится к шагу 6.
Шаг 4. Разработайте схему движения денег
Разработайте «путь» денег от вкладчика до вашего теневого криптовалютного кошелька. Стандартный путь «пирамидных денег» — новый вкладчик вносит с помощью онлайнтранзакции на свой счет деньги. Далее ваши трейдеры берут средства «в оборот», якобы для инвестиций на биржах. До биржи дело не доходит — деньги идут в ваш криптокошелек, а оттуда — на выплаты более ранним вкладчикам. И так до того момента, когда денег на всех не хватит.
Важно учесть, что довольно популярная электронная система WebMoney внимательно отслеживает все транзакции и блокирует кошельки подозрительных компаний, поэтому вас интересуют менее серьезные платежные системы, которые не слишком заботятся о вкладчиках, но зато закрывают глаза на сомнительные операции.
Фото: Тиффани Счастье/vk.com
Шаг 5. Создайте сайт
Сайт — лицо вашей пирамиды. Он должен выглядеть дорого, а работать быстро и без сбоев. На сайте должны быть прописаны легенда вашего проекта и объяснения механизма работы. Можно купить готовые наработки. Продавцы обещают уникальный дизайн сайта, его верстку, движок и даже контакты «с обзорщиками пирамид и некоторыми медийными лицами» всего за 150 тыс. рублей. Еще 80 тыс. можно доплатить, если захочется получить раскрученный домен сайта с «неплохой репутацией» и паблик в одной из соцсетей с десятком тысяч подписчиков.
Не забудьте вывесить на сайт побольше различных сертификатов, можно фиктивных, желательно на английском языке. Обязательно разместите условия договора: пропишите в нем наличие рисков и отказ от ответственности. В документе можете быть честны — его обычно читают, когда деньги уже потеряны.
Шаг 6. Займитесь продвижением
Залегендируйте компанию — придумайте максимально красноречивую историю для вкладчиков, которая позволит пустить пыль в глаза. Подойдет что-то в стиле: «Наша инвесткомпания была создана в ОАЭ, работает в 30 странах мира, а теперь пришла на российский рынок». Дайте волю фантазии! Расскажите про своих опытных биржевых трейдеров, которые виртуозно играют на бирже, и про столь же опытных специалистов по инвестированию — венчурному и не только. Но самое главное — назовите максимально высокий процент, который заработают ваши инвесторы. И усильте его розыгрышем средиземноморского круиза, мерседеса или ключей от элитной квартиры.
Создайте правильный информационный фон. Наймите райтеров или сами напишите статьи о том, какой ваш проект интересный, современный и надежный, сколько преимуществ он принесет новым клиентам. Поскольку вы теперь деловой человек, то и размещать статьи — они же нативная реклама — следует в деловых изданиях. В большей их части вам откажут, но попробовать стоит. СМИ вкладчиков не принесут, но выстроят фундамент репутации.
Реальные дороги к доверчивым инвесторам сегодня лежат через блогеров и telegram-каналы. Обратите внимание на тех, кто ведет каналы о способах заработка в интернете или просто о пассивном заработке — там сидит ваша аудитория. Если видите, что блогер-миллионник в Instagram, TikTok или YouTube рекламирует неизвестного качества спортивные прогнозы или аналогичные финансовые проекты — значит, за деньги он прорекламирует и вас. Стоить рекламный пост будет от 300 рублей у ноунейм-блогера до 500 тысяч у топ-миллионника.
Не забывайте и про собственные соцсети. Наймите дизайнеров, таргетологов и специалистов по SMM — все ниши мессенджеров и социальных сетей должны быть заняты вашей пирамидой. И отключите комментарии.
Отслеживайте интернет. Поручите юристам постоянно наблюдать за расследованиями блогеров и СМИ. В случае чего они должны добиться удаления материала или видеозаписи любыми методами. Следите за комментариями в соцсетях и видеохостингах — первые сигналы о том, что вас «раскрыли», появляются именно там. Закупите ботов для защитных дискуссий в комментариях.
Опередите события — с помощью тех же блогеров и SEO-продвижения создайте контент в стиле: «"Кэшберри" — это мошенничество или нет?» За это специалисты запросят минимум 15–20 тыс. рублей. Подобные материалы должны занимать не менее двух-трех страниц поисковой выдачи. Теперь до негативных отзывов доберутся самые вдумчивые и упорные потенциальные инвесторы. Но для вас это даже хорошо — от таких клиентов больше вреда, чем пользы.
Как только в пирамиду пойдут первые серьезные деньги, усильте эффект — купите общепризнанных звезд. Конечно, вам хотелось бы привлечь публичных уважаемых финансистов, но увы — их репутация не продается.
Сконцентрируйтесь на звездах эстрады, их реклама расширит ваш круг клиентов. Они достучатся до тех людей, кому слово «инфлюэнсер» и TikTok еще незнакомо, а вот слово «инвестиции» уже кажется привлекательным.
Не думайте, что звезды в эти игры не играют — фонд Gafarov and Partners LTD в той или иной форме рекламировали звезды футбола Андрей Аршавин, Андрей Тихонов, Владимир Быстров, пирамиду «Кэшберри» — певцы Ольга Бузова и Николай Басков, пирамиду Forex MMCIS — актеры Леонид Ярмольник, Барбара Брыльска, Анфиса Чехова и другие.
Расценки на рекламу в соцсетях звезд могут доходить до нескольких миллионов рублей. Так, телеведущая Ксения Бородина расскажет в рекламном посте про ваш проект в среднем за 800 тыс. рублей, журналистка Ксения Собчак запросит минимум 1 млн рублей, певец Сергей Лазарев — 550 тыс. рублей, Ольга Бузова — 350 тыс. рублей. Стоит помнить, что директора медийных личностей стараются заранее изучить продукт, который предстоит рекламировать их протеже, кто-то может отказать. Но если описать свой продукт, выбрав правильную подачу и упомянув риски, то ни вас, ни звезду нельзя будет ни в чем обвинить.
Фото: Симбиоз Финанс/YouTube.com
Шаг 7. Работайте над лояльностью инвесторов
Деньги идут, номиналы, зазывалы и юристы работают в полную силу. В такой момент думать о том, как себя чувствуют инвесторы, совсем не хочется. Но упускать из виду их настроение нельзя. Помните, что ваших вкладчиков будут пытаться вразумить. В некоторых случаях от горе-инвесторов даже отказываются родственники, которых они так хотели вовлечь в пирамиду. Людям нужна отдушина. То есть место, где они смогут почувствовать себя по-настоящему опытными инвесторами, важными и даже счастливыми людьми.
Поучитесь работе с клиентами у МЛМ-компаний. Организуйте мероприятие в статусном месте. Не жалейте денег на бесплатный фуршет. Пусть в программе будет все — от встречи с организаторами до звезд из рекламы и фейерверка. Самой важной частью вечера должен стать тренинг от организаторов. Нет, не нужно все портить обучением и сложными словами — больше мотивации, больше обещаний, больше НЛП. Ну и истории успеха клиентов — от первого лица, разумеется.
Качественное мероприятие на 100 человек (а больше не надо, ваша цель — поработать с «активом») обойдется около миллиона рублей. Но траты обязательно окупятся, ведь «актив» — это лидеры мнений тысяч остальных ваших инвесторов, и их лояльность передастся по цепочке.
Слишком увлекаться мероприятиями не стоит — вы же деловые люди, вам некогда, вы деньги для клиентов зарабатываете. Одного-двух мероприятий в год вполне достаточно.
Шаг 8. Создайте собственный токен
Если пирамида продержится полгода-год, можно анонсировать создание собственного токена. Который, по сути, является аналогом акций на фондовой бирже, но с одним существенным отличием. Токен — это своего рода жетон парка аттракционов, которые посетители покупают за реальные деньги, но потратить их могут только на территории парка. То же самое с токеном — ваши токены используются только на сайте самой пирамиды, а вне ее их фактически не существует.
В сети довольно легко найти бесплатные подробные инструкции по самостоятельному созданию токена.
Стоимость токена к рублю или другой валюте можно регулировать самому и как угодно. Для того чтобы показатели торгов токена выглядели прилично, всегда можно прибегнуть к спекуляциям: закупить монеты самому, разделить их по криптокошелькам, создав видимость спроса. Здесь главное — регулярно информировать вкладчиков, что ваш токен растет со скоростью биткоина и Ethereum.
Шаг 9. Готовьте пути отхода
С самого старта проекта нужно понимать, что шоу не может продолжаться бесконечно. Финансовые пирамиды в среднем живут два-три года, и сценариев их схлопывания всего два.
Первый сценарий — математическая смерть, когда достигается предельная точка, после которой развиваться пирамида уже не может. Если за последние месяцы в ваш проект пришло в три раза больше денег, чем обычно, а в следующие месяцы число новых вкладчиков будет меньше, то это значит, что скоро денег на выплаты всем не хватит.
Второй сценарий — случайная смерть. Речь идет об арестах, обысках или блокировках. И уже неважно, чем кончатся обыски — достаточно СМИ или соцсетям написать об обысках в офисах вашей компании, тут же начнется массовое бегство инвесторов, и пирамида начнет рушиться.
Если близость математической смерти уже ощущается — бейтесь за деньги инвесторов до последнего. Давите на жадность — предоставьте еще более выгодные тарифы, чем уже имеющиеся, гарантируйте заработок прежних процентов, но уже не за полгода-год, а за месяц.
Параллельно выводите все оставшиеся счета в офшор. Так у проекта будет не только запутанная сеть криптокошельков, но и тихое налоговое убежище, например, на Британских Виргинских островах за вполне демократичные €1510. За ирландский офшор необходимо заплатить $1530, за швейцарский — $13 180.
Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
Шаг 10. Бегите
Час смерти пирамиды настал. Если это случайная смерть, то при правильно выстроенной работе собственной службы безопасности вы узнаете, что пирамида заинтересовала правоохранителей. При неправильной — об интересе силовиков вы узнаете уже из обысков в офисе.
Имейте в виду, что к обыскам нужно быть готовым с самого начала. Главный офис следует обустроить небольшим количеством техники, а важную информацию хранить в сейфе у знакомых на жестких носителях (флеш-карты или жесткие диски) с шифрованием. Есть смысл пользоваться готовыми решениями для хранения конфиденциальных данных.
С того момента, как вы узнали об обысках, у вас один путь — в аэропорт. Откуда уже путь на самолете в страну, которая не экстрадирует вас на родину.
В России за пирамиду будет отвечать номинал, и там он будет играть свой собственный спектакль. Самый любимый ими — «невинная жертва».
Сначала они называют обыски в офисе рейдерством и конкурентными войнами. Потом говорят на суде, что просто зарабатывали для клиентов деньги, но арест разрушил бизнес. Как показывает жизнь, самые преданные последователи пирамиды после этого еще долго пишут петиции и обращения в Генпрокуратуру и СКР с требованием освободить организаторов. Ведь надежда вернуть вложенные деньги теплится в них до последнего.
Что касается вас… Казалось бы, все кончилось хорошо — вы далеко от России, и у вас есть доступ к криптокошелькам. Но готовьтесь к тому, что в ближайшие десять лет вам придется изрядно потратиться на охрану и юристов.
Во‑первых, согласно части 2 статьи 172 УК РФ «Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества» «в особо крупном размере» максимальный срок — 6 лет лишения свободы. У страны нового проживания должны быть веские причины, чтобы вас не выдавать как минимум десять лет — именно столько составляет срок давности по «тяжкой» части этой статьи.
Во‑вторых, выяснить, кто стоял за пирамидой, хотят не только правоохранительные органы и спецслужбы, которым известно, что за решеткой сидит номинал. Большие суммы на криптокошельках интересуют не только их — теперь вы интересны тем ребятам, кто не прочь нажиться уже на ваших деньгах.