Как рекой сняло: Оренбуржье подсчитывает ущерб от масштабного наводнения

08.04.202420:25

Весеннее половодье 2024 года называют одним из самых мощных за последние десятилетия. Вода поднялась уже до отметки в 21 млрд рублей — это предварительная оценка ущерба только в Орском районе Оренбуржья. А реки стремительно идут дальше, затапливая дома, останавливая заводы и круша мосты. Режим чрезвычайной ситуации объявлен в Тюменской и Курганской областях. Как оценивается ущерб от стихии и каким образом производятся выплаты в условиях ЧС — в материале «Компании».

Разлив от Орска до Тюмени

С конца марта сезонные подтопления наблюдаются в 39 регионах России, но самой критичной ситуация стала в Оренбуржье. 4 апреля в регионе был объявлен режим чрезвычайной ситуации регионального уровня, через сутки статус ЧС подняли до федерального уровня. В Орске — городе с населением около 190 тысяч человек, расположенном в 250 км от Оренбурга, прорвало защитную насыпную дамбу, возведенную в 2010 году. В зоне затопления оказались более 6,5 тыс. жилых домов. В Старом городе, историческом центре населенного пункта, глубина воды к воскресенью достигла двух метров, пройти по городским улицам можно было только на лодках. 

По данным прокуратуры, прорыву дамбы сопутствовали «несвоевременно принятые меры, направленные на содержание гидротехнического сооружения в надлежащем техническом состоянии». В региональном правительстве при этом отмечали, что дамба была рассчитана на уровень воды в Урале, не превышающем 5,5 метра, при этом к утру понедельника уровень воды в районе Орска составлял 963 см. В связи с ЧП расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 216 (нарушение правил безопасности при ведении строительных работ), ч. 1 ст. 293 (халатность) УК РФ.

В регионе началась массовая эвакуация жителей — свои дома пришлось покинуть более шести тысячам человек, из которых в пунктах размещения остаются свыше 1200. Из-за наводнения приостановили работу крупные предприятия: «Орскнефтеоргсинтез» (Орский НПЗ ) и «Комбинат Южуралникель», поскольку был велик риск наступления экологических последствий. По оценке промышленного эксперта Леонида Хазанова, нет оснований говорить, что сколь-либо серьезная опасность из-за паводка грозит горнодобывающим предприятиям. «Например, Гайский ГОК находится в стороне от реки Урал и половодье не должно его затронуть. Да и подобных случае за последние 10 лет лично я не помню», — заявил эксперт «Компании».

Сейчас в МЧС констатируют, что основная масса паводковых вод уже прошла пределы Орска. В понедельник сотрудники МЧС и местные службы укрепляли насыпную дамбу в Илекском районе, а энергетики «Оренбургэнерго» принимали меры для защиты от паводка подстанции в селе Хабарном. Тем временем паводковая вода смыла мост в национальном парке «Бузулукский бор» — железобетонная конструкция на реке Боровка связывала поселки в центральной части национального парка.

Теперь паводок подбирается к Оренбургу — власти города ожидают пик паводка в течение ближайших трех суток. Сложная ситуация в городе прогнозируется до 17 апреля.

Тем временем половодье грозит превратиться в ЧС на Алтае, в Самарской и Курганской областях, а также в Тюменской области. Глава МЧС Александр Куренков призывал «серьезно относиться к прогнозам подтопления и эвакуироваться до прихода воды».

Подъем воды до отметки 21 млрд рублей

В Оренбургской области, по оценке Минстроя, ущерб от наводнения достиг 21 млрд рублей. Это предварительные данные, уточняет управляющий партнер компании «Русяев и партнеры», ответственный секретарь совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества Илья Русяев. Цифры включают повреждения и разрушения жилого фонда и инфраструктурных объектов, потери предприятий и организаций, затраты на проведение аварийно-спасательных работ и временное расселение эвакуированных граждан.

Только в Орске, где в зоне подтопления оказались несколько микрорайонов города, пострадали как минимум 5 тысяч жилых домов — как частных, так и многоквартирных зданий. В затронутых половодьем районах также потребуется восстановление дорог и систем жизнеобеспечения. «Определенный ущерб понесли предприятия, расположенные в зоне подтопления — порча оборудования, остановка производства. Эти потери также учтены в общей смете», — отмечает юрист.

Основная нагрузка ляжет на бюджетные средства — по предварительным оценкам, отмечает Илья Русяев, были застрахованы не более 15-20% пострадавших объектов.

Как помогает государство

С 1994 года в России действует федеральный закон, регулирующий вопросы защиты интересов населения от последствий ЧС природного и техногенного характера, напоминает адвокат Игорь Апостол. Жители регионов, где был объявлен режим чрезвычайной ситуации, а «условия жизнедеятельности» были нарушены, имеют право на получение единовременной материальной помощи — в среднем 10 тысяч рублей на человека. Для оформления этой выплаты требуется заявление, документы на жилье и заключение специальной комиссии о факте проживания в зоне ЧС.

Отдельной графой проходит финансовая помощь за утрату при ЧС имущества первой необходимости, т.е. предметов мебели либо бытовой техники. «Размер такой выплаты устанавливается региональными властями, но обычно составляет 25-50 тысяч рублей на человека», — поясняют юристы.

Самая главная мера государственной поддержки — обеспечение новым жильем для полностью лишившихся крова в результате ЧС. Право на получение государственного жилищного сертификата имеют как собственники утраченных домов или квартир, так и постоянно проживавшие с ними наниматели и члены семей. Размер субсидии по сертификату зависит от количества человек и норматива площади на одного члена семьи.

Как отмечает Илья Русяев, владелец сертификата может использовать субсидию для покупки жилья у физических или юридических лиц, которое должно соответствовать установленным нормам по площади, либо орган власти субъекта РФ сам предоставит ему квартиру из имеющегося жилфонда. «При своевременном оформлении всех необходимых документов проблем с реализацией права на новое жилье за счет государства быть не должно. Одна из основных проблем при получении компенсаций — сбор необходимых документов, особенно для граждан, проживавших в регионе без регистрации. Здесь решающую роль играет заключение специальной комиссии, которая выявляет факты проживания на момент ЧС. При отсутствии документов можно представлять свидетельские показания, решения суда и другие косвенные доказательства», — поясняет юрист.

По оценкам экспертов, выплаты при ЧС сложно назвать достаточными. «Безусловно, их не хватит на полное восстановление домовладения и покупку нового имущества в полном объеме, однако такая помощь государства является существенной», — считает Игорь Апостол.

В Госдуме в ближайшее время могут обсудить вопрос индексации компенсаций и модернизацию механизма оценки ущерба при ЧС, она не менялась более 10 лет..

Застрахованная дамба

В августе 2019 года в России также вступил в силу закон о добровольном страховании жилья граждан от чрезвычайных ситуаций — его задачей было снять с государственного бюджета часть затрат на выплаты компенсаций в случае ЧС, переложив их на страховые компании.

На сегодняшний день, уточняют во Всероссийском союзе страховщиков, уровень проникновения добровольного страхования жилья в среднем по РФ составляет 10%, однако показатель мог бы быть существенно выше. «Закон предполагал, что регионы разработают и утвердят программы страхования жилья от ЧС, которые позволят существенно повысить уровень проникновения страхования жилья. Так, в Москве, в период действия московской программы страхования жилья, проникновение страхования достигало 60%-70%. По предварительным расчетам, примерная средняя стоимость такой страховки могла бы составить порядка 200 рублей в месяц. К сожалению, на данный момент ни один регион такой программы не разработал», — заявили «Компании» в ВСС.

При этом страховые компании уже включились в процесс урегулирования убытков в связи с наводнением. В АО «СОГАЗ» сообщили о страховании гражданской ответственности администрации Орска по договору обязательного страхования владельца опасного объекта за ущерб жизни, здоровью и имуществу (ОСОПО), который распространяется на разрушенную дамбу, и о том, что выплаты по договору страхования будут осуществляться «после расследования произошедшего события надзорными органами и признания его страховым случаем».