Как считать деньги?
Объем рынка автоматизированных банковских систем (АБС) в России составляет около $50 млн. Введение в банках международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) значительно расширит его и может привести к изменению конкурентного баланса. На этом рынке увеличится количество западных компаний, произойдут вытеснение мелких компаний и замена разработок собственных программистов на промышленные версии.
Российские банки с 1 января 2004 года должны будут перейти на МСФО. Какие именно перемены повлечет этот переход, пока неясно. Центробанк разработал 16 инструкций, объясняющих, как должен происходить этот переход. Сейчас эти документы проверяются международными организациями на соответствие требованиям МСФО. Эксперты предполагают, что утвержденные документы будут опубликованы в начале 2003 года.
Шока не будет
Отечественные разработчики АБС уже создали специальные проектные группы, которые изучают международные нормы учета и практику составления отчетности, таким образом разработчики готовятся вносить изменения в действующие системы. По мнению руководителей ведущих в этой сфере компаний, программное обеспечение не создаст препятствий для перехода на МСФО. Однако при этом они добавляют, что многое зависит от того, что именно понимает под реформами Центробанк.
«Реформа готовится Центробанком, и это обстоятельство гарантирует рынку отсутствие шоковых потрясений, – говорит Геннадий Заманский, директор отделения банковских технологий компании «ФОРС-Холдинг». – В ЦБ работают разумные люди, и ожидающие нас изменения будут носить, скорее всего, производственный, а не идеологический характер».
Александр Коваленко, директор управления программных разработок компании R-StyleSoftlab, предполагает, что переход на МСФО не потребует столь же масштабных изменений, как введение нового плана счетов в 1998 году. Скорее повторится ситуация с появлением нового Налогового кодекса РФ: существенные изменения в АБС вноситься будут, но переход на новые стандарты пройдет спокойно.
«Реформа российских АБС будет заключаться не столько в изменениях ПО, сколько в том, что банкам придется пересмотреть свои технологии работы, – считает Александр Глазков, председатель совета директоров компании «Диасофт». – Изменения могут произойти очень существенные, и придется проводить фундаментальную работу по настройке систем под индивидуальные особенности каждого банка».
Уже около 200 российских банков ежегодно вручную готовят отчетные документы по западным стандартам для своих инвесторов или партнеров. Однако пока такая отчетность ни к чему не обязывает. Иностранные инвесторы прекрасно понимают, что на ее основании вряд ли стоит судить о реальном положении дел в банке.
«Если переход на МСФО сведется лишь к появлению дополнительной отчетности, построенной на стандартах, подобных западным, то он действительно не осложнит жизнь разработчикам, – считает Александр Романовский, заместитель директора по развитию бизнеса в странах СНГ компании SAP. – Если же речь идет о реальном переходе на другую бизнес-логику, то есть немалый риск того, что большинство из существующих российских АБС станут лишь «условно годными».
Что первично?
Сегодня доля иностранного банковского ПО на российском рынке не дотягивает и до 1,5%. Наиболее известен опыт внедрения английской системы MYSIS.
Геннадий Заманский считает, что наличие в банке западной АБС может являться преимуществом в глазах лишь некоторых иностранных инвесторов.
«Западные системы больше ориентированы на работу с клиентом – говорит Александр Коваленко. – Это подобие финансовых CRM (Customerrelationshipmanagement – системы для эффективного взаимодействия с клиентом. – Прим. «Ко»), у некоторых из них иногда даже нет бухгалтерской части. Их традиционные минусы – высокая стоимость и сложность во внедрении. Очевидных плюсов пока не видно».
По словам Алексея Антонова, руководителя проекта R-Style Softlab, логика западных систем может строиться на основании национальных стандартов бухучета или международных стандартов GAAP или IAS. При этом их трактовки могут варьироваться, в связи с чем зарубежные АБС не имеют автоматического преимущества перед российскими. В Западной Европе процессы унификации бухгалтерской отчетности идут параллельно нашим. Ни в одной из европейских стран МСФО еще не заменили собой локальные стандарты.
Александр Глазков убежден, что при переходе на МСФО преимущество получат российские АБС, поскольку их разработчики активно работают на рынке и знают специфику России. Кроме того, объем рынка относительно невелик для того, чтобы западные поставщики инвестировали значительные средства в адаптацию своих продуктов к российским требованиям.
С этим не согласны авторитетные разработчики западных банковских систем, которые видят в России перспективный рынок. Компания SAP, известная в России успешными внедрениями информационных систем для крупных предприятий, начала продвигать на рынок свою систему mySAPBanking.
«С помощью решения SAP возможно вести учет в российском или международном стандарте в зависимости от того, какой из них выбран первичным, – говорит Андрей Седин, эксперт по сектору финансовых услуг SAP. – Но проблема не сводится к переходу на МСФО. В России растет конкуренция, и банкам необходим комплексный подход к клиентскому обслуживанию. Это касается и работы с корпоративными клиентами, и обслуживания населения. В первом случае наша система позволяет решать проблему банковского риска за счет большой функциональности: определяя базовые позиции (например, вводя ограничения по объему операций, по валюте, по действиям трейдеров и по взаимодействию с контрагентами) мы получаем снижение рисков банка и возможность качественного мониторинга. В работе же с частными вкладчиками банки смогут «увидеть» каждого отдельного вкладчика и, если человек размещает депозит, предложить ему и другие финансовые инструменты».
Сегодня банки стали развивать ипотечное кредитование и (совместно с розничными сетями) системы потребительского кредитования. По мнению менеджеров SAP, банки довольно быстро почувствуют, что вся «цепочка» их бизнеса – от идеи создания нового финансового продукта до последних операций – должна быть логичной, без «узких горлышек». При этом необходима прозрачность всех операций. Существующие российские системы пока не позволяют этого делать.
Время переходить к матрицам
По мнению сотрудников SAP, развитие банковских и страховых услуг в ближайшее время потребует введения матричной системы управления в самих банках, когда руководитель подразделения будет являться и менеджером того или иного проекта. Справиться с возросшим объемом информации, которую порождает эта матричная система, могут только хорошо масштабируемые многофункциональные системы – такие, как mySAPBanking.
«Наша система нацелена на выявление и оценку результата труда в денежных единицах, – говорит Александр Романовский. – Это очень важно для эффективной работы компании, а оценивать эффективность можно с разных позиций. Акционеры, как правило, стремятся к увеличению прибыли, тогда как у менеджеров может быть иное мнение. В результате такого расхождения взглядов акционеры иногда не получают возможных дополнительных доходов. Наше решение способно реально помочь в преодолении этой проблемы».
Российские разработчики, в частности «Диасофт» и R-StyleSoftlab, разрабатывают продукты для банковских операций на розничном рынке. Система WorkFlow, созданная «Диасофтом», позволяет управлять потребительским и ипотечным кредитованием, автомобильным кредитованием и выпуском кредитных карт.
Эксперты, опрошенные «Ко», соглашаются, что переход на МСФО повлияет на расстановку сил на российском рынке. Однако они расходятся в оценках того, насколько значительным будет это влияние. Геннадий Заманский предполагает, что переход сыграет роль катализатора для поиска банками новых технологических решений. Александр Глазков не видит в переходе на новые стандарты импульса для рынка. Владимир Кузовлев, директор управления корпоративных проектов R-StyleSoftlab, считает, что масштабный передел рынка из-за перехода на МСФО невозможен. Выбор банком контрагента – дело субъективное. Первично доверие к партнеру, а какое именно ПО будет работать в банке – отечественное или иностранное – вторично.