Как спасти бюджет: добровольные взносы бизнеса, ОФЗ и ФНБ

В условиях сложной экономической ситуации в стране правительство ищет новые способы финансирования федерального бюджета: продажа средств из ФНБ, использование ОФЗ, добровольные взносы с бизнеса и другие. Где взять средства на покрытие дефицита и что по этому поводу думают экономисты — в материале «Компании».

«Нет никаких гарантий, что это будет однократный взнос»

Правительство обсуждает с крупными российскими компаниями вопрос «добровольного взноса» в федеральный бюджет в 2023 году.  По результатам 2022-го многие компании, в частности сырьевого, металлургического, угольного и аграрного секторов, продемонстрировали всплеск доходов. Сейчас речь идет о частичной компенсации дефицита бюджета за счет однократного взимания налогов с бизнеса размере 200-250 миллиардов рублей. 

Министерству финансов важно найти точку опоры. Ведомство находится в поиске стабильных и понятных ему источников устойчивого финансирования дефицита, объяснил в разговоре с «Компанией» экономист, руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников

Между тем предприниматели настроены весьма пессимистически к этим расчетам, продолжил эксперт. «Непонятна базовая картина: как будет складываться дефицит, какая формула расчета, какие источники покрытия и хватит ли этих средств. Кроме того, нет никаких гарантий, что это будет однократный взнос», — резюмирует он.

«Повышение налогов задним числом невозможно»

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил альтернативный вариант покрытия дефицита госбюджета при помощи бизнеса — через увеличение налога на прибыль организаций на 0,5%, до 20,5%. 

С точки зрения долгосрочной перспективы, это решение было бы более правильным. Оно может создать устойчивые мотивации для инвестирования бизнесу, считает Масленников. Тем не менее не исключено, что в случае повышения налога на прибыль бизнес будет требовать других налоговых послаблений, например, отказа от уплаты страховых взносов на работающих пенсионеров, добавил экономист. 

Правительство, в свою очередь, выступило против инициативы РСПП, пояснив, что дополнительные конъюнктурные доходы получила не вся экономика и такое решение даст неравнозначный эффект. 

«Повышение ставки коснется всех компаний: начиная от “Норникеля” и “Северстали”, заканчивая кафе за углом. Это несправедливо, особенно в текущих условиях. Поэтому логично, что правительство посчитало возможным ввести разовый взнос», — сказал в беседе с «Компанией» экономист Никита Кричевский. Кроме того, повышение налогов задним числом невозможно. Многие уже оплатили налог по январской ставке, уточнил эксперт. 

Альтернативы 

«Добровольный взнос» с бизнеса не единственный способ покрытия дефицита госбюджета, отмечают экономисты. Так, например, в ноябре 2022 года министр финансов Антон Силуанов заявил, что для финансирования ведомство намерено сосредоточиться на ОФЗ. 

«Взять можно, но нужно понимать, что это деньги, которые вынимаются из экономики, в первую очередь из банковского сектора. Отсюда могут возникнуть проблемы с программой кредитования системообразующим компаниям и льготными кредитами», — предостерегает Масленников. 

Еще одним способом финансирования дефицита является продажа активов Фонда национального благосостояния (ФНБ). Накануне Минфин впервые реализовал небольшой объем золота (3,6 тонны) из ФНБ. В тех же целях ведомство продало 2,3 миллиарда юаней. Сделки в общей сложности принесли 38,5 миллиарда рублей. 

Ранее министерство выступило с инициативой внести поправки в Бюджетный кодекс. Изменения предполагают снятие ограничений на финансирование инфраструктурных проектов и «антикризисных инвестиций» за счет средств ФНБ. 

Согласно текущему законодательству, инвестировать средства из фонда в активы можно только после достижения ликвидных средств фонда планки в 7–10% ВВП (в зависимости от инструмента). Исключение составляют ОФЗ и акции компаний — в них средства ФНБ можно вкладывать без привязки к порогам. Минфин предлагает упразднить порог в 10% ВВП и расширить список инвестиций, возможных до достижения планки в 7% ВВП.

Данная мера может привести к серьезным последствиям, поскольку любые финансирования из фонда представляют собой чистую эмиссию, а у ФНБ и так уже довольно серьезные проблемы, подчеркнули опрошенные аналитики.

Еще один выход из положения — пересмотр методики расчета нефтяной цены для расчета в целях налогообложения. Такие решения потребуют определенного времени, чтобы понять, где будут образовываться референтные цены и какая база. В любом случае, в ближайшие несколько недель окончательного решения ждать не стоит, резюмируют экономисты.