Как стать франчайзи за 5 шагов

В прошлом году спрос на российские франшизы вырос на 67%. Такое оживление в этом сегменте бизнеса обусловлено одновременно и высоким предложением — на рынок вышло более 400 новых франчайзи, — и интересом инвесторов к раскрученным брендам с понятной бизнес-моделью. Если вы думаете о том, чтобы купить франшизу, самое время пройти эти 5 шагов. 

1. Убедитесь, что франчайзинг — это для вас

Если вы прирожденный предприниматель и психологически не готовы к ограничению самостоятельности, не привыкли к жесткому диктату бренда, который досконально следит за соблюдением правил по внешнему виду и интерьеру торговой точки, ассортименту товаров и качеству обслуживания, франчайзинг — это не для вас.

Но если вам по душе проверенная временем бизнес-модель, консалтинг сразу по всем направлениям — юридическому, маркетинговому и кадровому — и в качестве бонуса — гарантированно низкий уровень конкуренции, так как число партнеров на конкретной территории будет ограничено, то можно двигаться дальше. Вариант, который максимально упрощает жизнь инвестору, убирая все операционные сложности, — обратная франшиза. В этом случае «материнский» бренд берет на себя все взаимодействие с поставщиками, формирует ассортимент и в ежедневном режиме осуществляет поставку товаров на прилавки.

«Основное преимущество такой франшизы — отсутствие необходимости изобретать велосипед. Предприниматель, особенно начинающий, может воспользоваться экспертизой сильного бренда. Тем более что помощь франчайзера не исчерпывается инструкцией по построению успешного и прибыльного бизнеса: на практике он превращается в ментора, сопровождающего проект на всех его этапах в режиме 24×7, и его оператора», — говорит Михаил Кольцов, директор по развитию франчайзинга торговой сети «Пятерочка».

2. Выберите сферу

Одними из самых интересных с точки зрения окупаемости в сегодняшних условиях выглядят FMCG-точки (торговля товарами повседневного спроса) и в первую очередь — магазины формата «у дома». В рейтинге франшиз-2023 от РБК в числе топ-50 шестая часть участников — именно точки продуктовых сетей. Эксперты объясняют такую популярность тем, что торговля продуктами питания — очень устойчивый сегмент. Еще во времена пандемии было доказано: россияне быстро включают сберегательное поведение и готовы экономить на многом, но не на еде.

Это подтверждается и многочисленными опросами общественного мнения. Например, согласно исследованию, проведенному «Работа.ру»и «Персональное финансовое планирование» Сбера, 42% россиян не готовы ограничивать себя в тратах на продукты питания.

«Интерес к фудритейлу можно подтвердить статистикой: так, по итогам сложного 2022 года в стране открылись 63 франчайзинговых „Пятерочки“. Это на 40% больше, чем годом ранее. И темпы только ускоряются: за 1-е полугодие 2023-го по франшизе открылся 41 магазин, что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. На этот год наши планы амбициозны — мы рассчитываем открыть еще порядка 100 магазинов», — говорит Михаил Кольцов.

До 2,78 трлн рублей
или на 19% вырос общий оборот рынка франчайзинга по итогам 2022 года

5 лет
средний возраст франшизы

3. Определитесь с партнером

Опыт и надежность франчайзера — базис успеха для предпринимателя, выбравшего подобную модель развития бизнеса и рассчитывающего быстро выйти на крупные обороты. Перед заключением договора рекомендуется изучить финансовое положение дел у держателя бренда. В помощь будут профильные СМИ и специализированные ресурсы. Например, рейтинг компании EMTG, которая проводит выставку по франчайзингу и партнерскому бизнесу BUYBRAND Expo. Единственная продовольственная франшиза в топ-5 этого рейтинга — «Пятерочка». А в сегменте ритейловых франшиз «Пятерочка» оказалась второй.

Кроме того, следует проверить потенциального партнера по картотеке арбитражных дел, чтобы выяснить, нет ли за компанией негативной судебной истории и шлейфа разбирательств с покупателями франшизы.

Чтобы почувствовать все нюансы на кончиках пальцев, некоторые держатели франшиз советуют устроиться в уже существующую торговую точку на работу стажером на несколько недель. Это даст уникальный взгляд изнутри.

Также один из самых простых способов оценить перспективы сотрудничества — узнать число повторных сделок, которые франчайзи заключили с держателем бренда.

«У нас в среднем партнер открывает около 4–5 магазинов. Во многом их привлекает модель обратной франшизы, которую мы развиваем с 2018 года, так как мы, владельцы франшизы, очень многие задачи берем на себя, оставляя за партнером основной функционал — операционку», — добавляет Михаил Кольцов.

4. Выберите место

Локация, локация и еще раз локация. Главная заповедь девелоперов столь же актуальна и для ритейла. В случае с продуктовой франшизой самым удачным для торговой точки можно считать расположение в крупных жилых микрорайонах. Формат «у дома» подразумевает небольшой — площадью от 350 кв. метров — магазин в пешей доступности. Именно на этот формат в последние десять лет делает акцент X5 Group.

Как подчеркивает эксперт «БКС Экспресс» Дмитрий Пучкарев, если в I квартале 2014 года гипермаркеты занимали 13,5% совокупной торговой площади ритейлера, то к концу 2022 года показатель опустился до 0,5%. И основное перераспределение пришлось именно на сегмент «у дома». Ставка была верной: в 2022 году максимальный рост продаж товаров повседневного спроса в офлайн-рознице показали дискаунтеры (+20,7%) и магазины в формате «у дома» (+17,2%). Такие данные приводит агентство Infoline.

«Для повышения рентабельности и ускорения сроков окупаемости франшизы в идеале выбирать свободный от других конкурентов участок. Для проверки гипотезы в отношении конкретной территории можно обратиться к нашим экспертам. Они могут предложить наиболее интересную локацию в выбранном вами городе. Этот проект уже будет включать примерный расчет по посещаемости и товарообороту», — уточняет Михаил Кольцов.

еще по теме:
Как открыть бизнес по франшизе
Какие нюансы стоит учесть, чтобы стать частью известного бизнеса и не остаться в убытке
Бизнес по франшизе

5. Готовьтесь к открытию

На этом этапе потребуется провести ремонт и закупить оборудование. Если воспользоваться онлайн-калькулятором на сайте franch.5ka.ru, то увидите: для открытия магазина площадью 350 кв. метров в Нижнем Новгороде потребуется около 6 млн рублей на строительно-ремонтные работы, еще 9 млн рублей — на закупку оборудования, паушальный взнос составит 500 тысяч рублей. Средние показатели окупаемости этих вложений — 40 месяцев. Для столичной агломерации при тех же затратах срок сократится до 35 месяц, а в Иваново — до 24 месяцев.