Как в шелках
Позором назвал зампред российского правительства Дмитрий Рогозин состояние дел в отечественном самолетостроении.
«Ну, это позор. В стране с таким количеством временных поясов мы летаем на иностранных бортах, которые ничем не лучше», – заявил он на съезде Союза машиностроителей и призвал вытеснять с рынка заграничные Boeing и Airbus. В чем-то он недалек от истины – дела в отрасли идут не лучшим образом, и дело не только в «гражданстве» авиапарка. По итогам 2015 г. один из ключевых игроков, ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), показал восьмикратный рост убытков, достигших 108 млрд руб. Убыток от операционной деятельности составил 71,93 млрд руб. против прибыли в 4,21 млрд руб. годом ранее. И все это на фоне докапитализации за счет бюджета: корпорация получила 100 млрд руб. в целях финансового оздоровления программы Sukhoi Superjet 100.
В ОАК положение дел объясняют переоценкой активов, на которую решился новый топ-менеджмент (в начале 2015 г. Михаила Погосяна на посту главы корпорации сменил Юрий Слюсарь), и напоминают, что даже на фоне убытков корпорация увеличила выручку до 352 млрд руб., а чистый долг сократила на 35%, до 169 млрд руб. «Корпорация провела разовое обесценение внеоборотных активов, списание и обесценение оборотных активов и создание резервов, что дало более 58 млн руб. «бумажного» убытка», – согласен эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. При этом, отмечает он, у корпорации выросли расходы (на 25 млрд руб.), а также процентные расходы (на 11 млрд руб.).
Другое дело, что, ставя задачу усилить присутствие отечественного производителя в летном парке страны, в отношении самих производителей государство ведет себя не всегда последовательно. «Государство, как владелец ОАК, не позволяет корпорации зарабатывать должным образом», – говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Например, показатель валовой рентабельности на уровне 13% обусловлен высокой долей выручки в рамках гособоронзаказа, считают в самой корпорации.
Выполнить пожелание вице-премьера теоретически поможет проект нового гражданского лайнера МС-21, образец которого ОАК намерена представить в будущем году. Но доходы проект начнет приносить не скоро. При этом ОАК взялась еще и за разработку новой модификации транспортного самолета Ил-76МД-90А.
«Это очень дорогая программа, и она была запущена без предоплаты со стороны Минобороны. Реальное финансирование началось с 2015 г., а весомым оно становится с 2016 г.», – уточняет Олег Пантелеев. А значит, корпорация вполне рискует не порадовать финансовыми результатами и в будущем году.