Как выстоять в кризис
После ковидного кризиса строительный рынок, по крайней мере, его крупнейшие игроки, демонстрировал активный рост: помогли меры господдержки, усилия антикризисных менеджеров и привычка россиян видеть в недвижимости защитный актив. Но в 2022-м — новый барьер. Геополитические сложности повлекли финансовые проблемы и сбой логистических цепочек, обострили вопросы технического и кадрового обеспечения. Впрочем, кризис опять повысил инвестиционную привлекательность недвижимости. Это дает отрасли обоснованную надежду, что справимся и на этот раз, если…
…если власть не сменит стратегию
Девелопменту в период пандемии оказали приоритетные меры поддержки: отрасль, обладающая большим мультипликативным эффектом (дает занятость и спрос еще семи отраслям), была признана национальным экономическим драйвером. С тех пор были ликвидированы многие административные препоны, в том числе упрощены правила выдачи разрешительной документации или прохождения экспертизы при замене в проекте стройматериалов и комплектующих.
Сегодня к этим мерам добавились очень своевременные решения властей субсидировать ставки по ипотеке и расходы по проектному финансированию.
Сейчас отрасль пытается донести до правительства необходимость распространить субсидирование ипотечных ставок и на вторичное жилье, так как для приобретения новой квартиры люди часто продают уже имеющуюся у них недвижимость.
Логичным выглядит снижение ставки для всех сегментов сложных сделок, в которых участвуют квартиры в новостройках.
Есть у девелоперов предложения по расширению возрастных критериев для участников программы «Семейная ипотека», по введению льготных условий на приобретение недвижимости для молодых ученых, что способствовало бы скорейшей реализации целей Десятилетия науки и технологий, стартовавшего в 2022 году.
…если бизнес сменит стратегию и будет активнее решать насущные задачи
Пусть почти все системные девелоперы, к которым относится и «РГ-Девелопмент», относительно безболезненно пережили самые турбулентные месяцы, но перед застройщиками сегодня стоит целый ряд как оперативных, так и стратегических задач. К таким вызовам относятся достижение целей импортонезависимости и технологического суверенитета, разработка и внедрение отечественного программного обеспечения для проектирования, развитие собственных программ лояльности (не только субсидирование ипотеки, но и «трейд-ин», рассрочки и т. д.), заключение прямых договоров с производителями стройматериалов, увеличение конкурентоспособности товарного предложения.
Лучший бизнес-план сегодня — одновременно работать с продуктом и ценообразованием. Первое подразумевает не возврат к практике возведения малогабаритного жилья, а пересмотр квартирографии с точки зрения комфортного пребывания в доме всех членов семьи одновременно, как было в пандемию, внедрение евроформатов планировок.
Ценообразование же должно стать более гибким, его приходится оперативно оптимизировать в зависимости не от ранее принятых финансовых планов, а от рыночной конъюнктуры. Одно из перспективных направлений — дальнейшая кооперация застройщиков и банков, что дает возможность предложить покупателю сниженные процентные ставки по кредиту, возможность его реструктуризации или отсутствие первоначального взноса.
…если Центробанк продолжит политику смягчения
С помощью жилищных кредитов покупается от 30% до 90% объектов недвижимости в зависимости от сегмента. Однако введение ЦБ заградительной ставки привело к существенной просадке объемов сделок весной. Июнь стал месяцем долгожданного перелома отрицательного тренда. По данным аналитической компании Frank RG, в первый месяц лета банки оформили 68,6 тысячи ипотечных кредитов на сумму 251,5 млрд рублей, этот показатель на 78,5% выше майского, но пока ниже цифр прошлого года. В абсолютных показателях кредитов выдано на 54% меньше, в деньгах — почти на 62% меньше.
Тем не менее положительная динамика есть, что стало откликом на резкое снижение ставок как по программе льготной ипотеки, так и для рыночных сделок.
…если адресно поддерживать конечных покупателей
Государство последовательно идет по пути поддержки бизнеса, но сохранение темпов производства упирается в возможность населения эти продукты купить. Если конечный потребитель не способен приобрести (пусть и на кредитные средства) автомобиль или квартиру, то он начинает максимально экономить на всем, кроме самого необходимого, а это быстро приведет к стагнации, несмотря на заливание компаний и отраслей миллиардами рублей.
Поддержка конечных потребителей-граждан — это не только маткапитал и льготная ипотека для отдельных категорий работников, в первую очередь это своевременная индексация зарплат и социальных выплат на уровне не ниже инфляции. Лучше создавать условия, когда россияне смогут сами приобретать продукцию, обеспечивая экономику заказами и спросом, одновременно сохраняя веру в стабильность и будущее.
И они уже рублем проголосуют за самый интересный проект, самое интересное ценовое предложение, самый ответственный бизнес.
Когда деньги дает не государство, а покупатель, это всегда повышает конкурентоспособность, — и постепенно исчезнут однотипные башни без парковок, современных детских площадок и социальной инфраструктуры.
…если застройщики сохранят доверие россиян
Июньский опрос ВЦИОМ и ДОМ.РФ показал: почти половина (49%) россиян, имеющих крупную сумму денег, хотели бы вложить ее в покупку жилой недвижимости. Число граждан, считающих такую инвестицию выгоднее банковских депозитов и иных способов приумножения средств, впечатляющее — 72%. За последние полтора года этот показатель увеличился на 6%.
Иными словами, растет спрос на недвижимость как защитный антикризисный актив. Кроме того, никакие сложности не могут ограничить желание людей улучшать жилищные условия, то есть в востребованности девелоперского продукта сомневаться не приходится, но пройти турбулентные времена смогут лишь те компании, которые будут строить без скидок на кризис.